Аверочкин Анатолий Кузьмич


Фамилия: Аверочкин
Имя: Анатолий
Отчество: Кузьмич
Дата рождения: 21 февраля 1907
Место рождения: в Калуге
Корабль: п.л. С-5
Звание/должность: Накануне Великой Отечественной принял 3-й дивизион ПЛ КБФ
Дата гибели/смерти: 28 августа 1941 года


Краткая биография/Известные сведения:

Советский подводник, командир дивизиона подводных лодок, капитан 3 ранга.

Родился в Калуге. После окончания военно-морского училища в 1930 году получил назначение вахтенным начальником посыльного судна «Абрек», затем штурманом на подводную лодку «Коммунар» (бывш. «Тигр»). 

Выпускник спецкурсов командного состава при учебном отряде подлава им. Кирова 1933 года. 

После завершения обучения назначен помощником командира подводной лодки «Красноармеец» (бывш. «Змея»)

После перевода на Черноморсий флот – на ту же должность на подводной лодке «Коммунист» (бывш. «АГ-24»). 

9 марта 1935 года Аверочкин принимает командование над одной из подводных лодок, а 4 июля 1937 года командует подводным минным заградителем «Л-3»

В конце октября 1938 - командир 12-го дивизиона 12-й бригады ПЛ КБФ

К началу Советско-финляндской войны - начальник штаба 1-й бригады подводных лодок КБФ. 

Накануне Великой Отечественной Аверочкин принял 3-й дивизион ПЛ КБФ. 

Погиб на борту «С-5» во время Таллинского перехода 28.08.1941.

Биография с сайта «Великая Отечественная - под водой» с небольшими дополнениями

Фото
Аверочкин Анатолий Кузьмич

Источники
[1] Великая Отечественная - под водой 
[2] Организация подводных сил КБФ на 22.06.1941
[3] Аверочкин Анатолий Кузьмич (командир подводных лодок Щ-307 и Л-3) 
[4] Ковалев Э. А. Короли подплава в море червонных валетов 
[5] Память - С-5

Воспоминания:

 

http://www.nashapobeda.lv/1027.html

Спустившись с мостика вниз, Аверочкин закрыл дверь моей каюты, присел на разножку и, глядя на меня, спросил:

— Обиделись и сразу лезете в бутылку, так? Ну что вы, командир, не расстраивайтесь.

— Мой корабль — минный заградитель...

— Знаю, что не «малютка», сам командовал Л-3, но мы люди военные. Надеюсь только, что в дозоре вы долго стоять не будете. Не таков наш комбриг, чтобы с этим смириться!

— Как бы вопрос не решился, прошу доложить капитану первого ранга Николаю Павловичу Египко, что мины мы уже приняли и они готовы к постановке, — сказал я.

Комдив, вздохнув, спросил:

Когда минзаг будет готов к выполнению задачи?

— На 18.00, товарищ комдив, прошу дать оповещение по флоту о выходе Л-3 в ближний базовый дозор.

На верхней палубе Анатолий Кузьмич задержался у трапа, как бы не решаясь сойти на берег. Затем, пожав мне руку, сердечно произнес:

— Счастливого плавания вам и всему экипажу, желаю удачи и благополучного возвращения в базу.

Сойдя на стенку, Аверочкин повернулся к кораблю, постоял, подумал о чем-то, сказал:

— Да, чуть не забыл: с вами пойдет в море дивизионный инженер-механик.

— Есть, товарищ комдив! Он уже давно на корабле и проверяет готовность электромеханической боевой части.

Увидев на мостике стоявшего рядом с комиссаром курсанта Николая Синицына, комдив Аверочкин как бы с сожалением добавил:

— А курсантов надо списать ка берег, они будут отправлены в Ленинград.

— Есть, — снова ответил я.

Жаль было расставаться с отличными ребятами-стажерами, по ничего не поделаешь, Аверочкин молча повернулся и направился обратно в штаб.

Не пришлось нам больше увидеться с Анатолием Кузьмичом, которого любили и командиры, бывшие его ученики, и краснофлотцы — ко всем он относился с редким дружелюбием и душевностью.

В сентябре мы узнали, что комдив погиб при переходе из Таллина в Кронштадт па подводной лодке С-5. Она шла, как ни странно, в надводном положении под флагом комбрига. На море был полный штиль, поверхность воды сверкала, как зеркало. Где-то вблизи острова Готланд вся эскадра, включая крейсер «Киров», на котором был поднят флаг командующего флотом, попала на минное поле противника, была атакована авиацией. С-5 подорвалась на мине и мгновенно затонула. В живых остались лишь те, кто находился на мостике. Командир катера, бывший подводник и мой однокурсник по училищу капитан-лейтенант Борис Иванов, оказался свидетелем гибели этой лодки и позже рассказывал мне:

— Услышав сильный взрыв, я обнаружил слева по корме тонущую подводную лодку. Немедленно бросились на помощь, подняли на палубу командира капитана 3-го ранга Александра Бащенко. Затем вытащили капитана 1-го ранга Египко, комиссара Обушенкова. Дав задний ход, мы подошли к Анатолию Кузьмичу Аверочкину, но он уже потерял силы и ушел под воду. Опоздали всего па две-три секунды.

Вряд ли было правильно, что командирам подводных лодок приказали форсировать финский залив в надводном положении. Ведь стоило лодке уйти на глубину, и минная опасность для нее значительно уменьшилась бы.

«Фрунзенец» (Л-3) был почти готов к выходу в море. Полностью читайте на сайте http://www.nashapobeda.lv/1027.html

Ссылки:

http://oosif.ru/gibel-s-5



Последние новости

18.06.2018
В водах Балтики обнаружен легендарный эсминец "Новик", служивший нашей стране в первую мировую во...
06.06.2018
Имя ещё одного героя пришло в память о Таллинском прорыве
30.05.2018
Ирина Ефимова прислала нам фото своего отца - Асташкевича Евгения Павловича Асташкевича (192...