Ларин Иван Яковлевич


Фамилия: Ларин
Имя: Иван
Отчество: Яковлевич
Дата рождения: 1911
Место рождения: В деревне Нечаево, ныне Бежецкий район Тверской области
Звание/должность: мичман, командир К-701


Краткая биография/Известные сведения:

Пахарь минных полей

Пахарь минных полей
Фотограф: Архив «ТЖ»

Гвардейский экипаж равнялся на своего командира.

Фронтовые очерки на страницах газеты «Правда» в годы Великой Отечественной войны посвящались лишь наиболее героическим эпизодам и личностям. Случайности здесь исключались. Поэтому так значима публикация о нашем земляке, командире катера Иване Ларине. 

В ней есть такие строки: «Ларин привел катера-тральщики в район, густо минированный немцами. 

Стояло ясное утро, морская ширь блестела голубой лазурью. Командир катера внимательно наблюдал за морем. Корабли шли по минному полю. «Право руля!» — внезапно прозвучала команда Ларина. Катер отклонился в сторону, и все увидели мину. Взорвав ее, тральщики продолжают движение. Мины, хитро поставленные гитлеровцами на различных глубинах, подсекаются тралами и всплывают на поверхность моря, где их расстреливают из пушек и подрывают. А к вечеру развернулись новые события. На катера налетели 16 вражеских пикирующих бомбардировщиков. Их встретил сосредоточенный огонь корабельной артиллерии, и все небо покрылось густыми шапками разрывов. В этот день тральщики уничтожили 22 мины».

Иван Яковлевич Ларин родился в 1911 году в деревне Нечаево, ныне Бежецкий район Тверской области, там же он и рос. С ранних лет Ваня Ларин помогал семье в крестьянском труде, увлекался плотницким делом. В 1930 году он уехал в Ленинград, где работал плотником, а в 1933 году его призвали на флотскую службу. 

Пять лет И.Я. Ларин прослужил на Тихоокеанском флоте. Вначале он нес срочную службу, потом остался на сверхсрочную, был боцманом на подводной лодке. Первое боевое крещение Иван Яковлевич получил в войну с белофиннами в 1939—1940 годах. Позже он окончил курсы младшего командного состава в Ленинграде и был назначен командиром катера-тральщика 1-й бригады траления Таллинского морского оборонительного района Балтийского флота «КТ-701». Там его и застала война. 

«КТ-701» под командованием мичмана Ларина обеспечивал в числе других переход кораблей Балтийского флота из Таллина в Кронштадт в 1941 году, участвовал в высадке десантов, доставке им оружия и продовольствия. Несколько раз ходил он в Таллин, сопровождая караваны судов и неся дозорную службу, ежедневно проводил траления, очищая от мин Финский залив и бухты. Моряки-балтийцы высаживали десанты на побережье Рижского залива, на островах Даго, Эзель и в других местах. 

В августе 1941 года караван судов оставил таллинский порт и ушел курсом на Кронштадт. Погода стояла тихая и солнечная. Сигнальщик, старший матрос Алексей Павлов, внимательно смотрел за воздухом и водной поверхностью. Вдруг он крикнул: «Самолеты противника справа 20!» Командир приказал приготовить пулеметы к бою. Фашисты атаковали наш транспорт. Одна бомба попала в судно, вспыхнул пожар. Катерный тральщик Ларина получил приказ спасти людей. Осторожно продвигаясь к транспорту, Ларин маневрировал, уклоняясь от обстрелов вражеских самолетов. Когда катер подошел к загоревшемуся судну, моряки подняли на борт катера восемнадцать человек. Остальных членов команды спасли другие корабли. 

В одну из августовских ночей 1942 года катер Ларина был включен в оперативную группу с заданием встретить и провести за тралами нашу подводную лодку. В заданном районе наши корабли прикрытия вступили в бой с противником, преследовавшим лодку, а группе катерных тральщиков было приказано выйти из района боя и быть готовыми применить тралы. В сложной обстановке морского боя катера потеряли друг друга из виду, и экипаж Ларина остался один. Тихоходный, с легкой артиллерией на борту, катер «КТ-701» мог стать легкой добычей для противника. Ларин объяснил команде сложность положения. Несколько часов команда провела в напряжении, ежеминутно готовая встретить врага. Катер, успешно выполнив боевую задачу, благополучно вернулся на базу. 

Когда в октябре 1944 года шли бои за Моонзундский архипелаг, катер Ларина двое суток находился в гуще сражений: подвозил боеприпасы и подкрепление десантникам, поддерживая их огнем, эвакуировал раненых. Откатываясь назад, фашисты пытались использовать любой рубеж. Закрепились они и на острове Эзель. При высадке десанта на остров катер Ларина шел концевым в строю. По сигналу: «Высадить десант!» — его судно развило предельную скорость и вырвалось вперед. Слева и справа от корабля вставали огромные водяные столбы: фашистские орудия стреляли без умолку. Но катер мчался вперед. Надо отметить, что на всем протяжении войны личный состав катера видел в своем командире образец воина и старался подражать ему. Первым высадив десант, Ларин не спешил уйти из зоны обстрела. Он видел, что один из катеров сел на подводные камни и мог быть уничтожен фашистами. Несмотря на сильный огонь противника, он приблизился к пострадавшему катеру, снял его с камней и вывел из опасной зоны. 

Тральщик Ларина провел 320 операций по тралению вражеских мин, многократно подвергался массированным налетам авиации противника, прошел за годы войны десятки тысяч миль, спас от гибели более 500 бойцов и командиров. Экипажу было присвоено высокое гвардейское звание, а все старшины и матросы удостоены правительственных наград. 6 марта 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях, гвардии мичману Ивану Яковлевичу Ларину было присвоено звание Героя Советского Союза («Золотая Звезда» № 5078). 

После окончания Великой Отечественной войны он еще три года нес службу на флоте. После демобилизации в 1948 году И.Я. Ларин два года был председателем исполкома горсовета Балтийска (бывшего Пиллау), Калининградская область, и оставил по себе добрую память. Ныне это главная база кораблей Балтийского флота. 

Некоторое время Иван Яковлевич находился на партийной работе в Калининграде, затем переехал в Ленинград, стал начальником отдела на заводе «Северный пресс». Его неугомонный характер постоянно требовал общения, поэтому он много лет активно действовал и в Совете ветеранов войны, и в Военно-морском обществе. Встречаясь с молодежью, он горячо говорил об экипаже катера, о моряках-балтийцах, а вот о своих подвигах рассказывал очень скупо. 

Дни отпуска Иван Яковлевич предпочитал проводить в родных бежецких местах, там, где прошли его детство и юность. Он прожил большую жизнь и умер 25 октября 2001 года. Кроме боевых наград 
И.Я. Ларин был удостоен в мирное время за успехи в организации морского лова рыбы ордена «Знак Почета». Его имя высечено на мемориальной доске, установленной на Якорной площади города-крепости Кронштадта. 

Автор: Иван ТОРОПЕЦКИЙ
Воспоминания:

http://tverlife.ru/news/46667.html



Последние новости

02.04.2024
Поиск. Своего родственника ищет Лидия Сергеевна Торопова. Александр Никанорович Челпанов
02.04.2024
Поиск пропавшего участника Таллинского прорыва. Хрылин Александр Федорович, 1921 года рожде...
28.03.2024
Игорь Григорьевич Алепко отмечает своё 93-летие!

Поддержка ФПГ

Фонд президентских грантовФонд президентских грантов оказал доверие НП «Память Таллинского прорыва». Наш проект был отмечен экспертами как заслуживающий поддержки из почти десяти тысяч инициатив, представленных на второй конкурс 2018 года. Нам предстоит большая работа. Спасибо всем за поддержку!