Об эсминце Арьергарда "Артём"
- 14.08.2017 11:27
- Новости проекта
- 1936 Прочтений
«У моряка нет трудного или легкого пути.
Есть один – славный путь».
Адмирал П.С.Нахимов
Лариса БАЖЕНОВА
ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ
«АРТЁМ»
в Великой Отечественной войне
23 июня – 28 августа
1941 год
(Участник Таллинского прорыва)
Александр Матвеевич Малышев, младший политрук, заместитель командира БЧ-5 по политчасти эсминца «АРТЁМ», погибший в ночь с 28 на 29 августа 1941 года в Таллинском прорыве.
Что я знаю об отце
Александр Матвеевич Малышев родился 6 июля 1912 года, он уроженец Славковского района Ленинградской области. Окончил Лесной техникум, член ВЛКСМ с 1928 года, член ВКП(б) с 1939 года. Проживал в Ленинграде по адресу: ул. Ткачей, д.29. кв.133. На военно-морскую службу был призван осенью 1934 года Кировским РВК г.Ленинграда.
О службе
1934-1935 гг. – курсант Электроминной школы КБФ
1935-1936 гг. – курсант Учебного отряда подплава им.Кирова
1936-1938 гг. – младший командир, 1-й дивизион бригады торпедных катеров КБФ
1938-1939 гг. – ответственный секретарь бюро ВЛКСМ 1-го дивизиона бригады торпедных катеров КБФ
Октябрь 1939 г. – младший командир Александр Матвеевич Малышев был зачислен в кадры РКВМФ и назначен ответственным редактором многотиражной газеты Политотдела бригады торпедных катеров с присвоением военного звания младший политрук
04 июля 1940 г. – младший политрук Александр Матвеевич Малышев назначен заместителем командира БЧ-5 по политчасти эскадренного миноносца «Артём»
|
Посвящается моему отцу Александру Матвеевичу Малышеву, младшему политруку, заместителю командира БЧ-5 по политчасти эсминца «АРТЁМ», погибшему в конце августа 1941 года в Таллинском прорыве. |
Глава I
Эскадренный миноносец «АРТЁМ»
Технические данные:
Водоизмещение |
1260 тонн |
Длина |
98,0 м |
Ширина |
9,3 м |
Осадка |
3,9 м |
Скорость хода |
35,0 узлов |
Мощность |
30 000 л.с. |
Дальность плавания |
2800 миль |
Эскадренный миноносец «Артём» («Азард») был из плеяды эсминцев дореволюционного периода – эсминцев «Новиков» («Азард»).
Эскадренный миноносец «Азард» был заложен в июле 1915 года на Ижорской верфи Металлического завода в Петрограде. 22 мая 1916 года он был спущен со стапелей на воду. 10 октября 1916 года эскадренный миноносец «Азард» вступил в строй кораблей Балтийского флота и был зачислен во 2-й дивизион минной дивизии. 25 октября 1917 года экипаж эсминца «Азард» перешел на сторону советской власти.
27 ноября 1928 года эсминец получил новое наименование «Артём» в честь Федора Андреевича Артёма (Сергеева) – видного государственного деятеля, профессионального революционера. Артём – это его партийная кличка.
Великую Отечественную войну эскадренный миноносец «Артём» встретил под командованием старшего лейтенанта Александра Борисовича Сея в составе эскадры Краснознаменного Балтийского флота, куда входил 3-ий дивизион эскадренных миноносцев типа «Новик». Дивизионом командовал бывший командир эсминца «Артём» капитан 2 ранга Л.Н.Сидоров.
В начале Великой Отечественной войны эсминец «Артём» участвовал в минно-заградительных операциях флота, нес конвойную службу (в июле – августе 1941 года). Участвовал в обороне Таллина, Риги и в операции по защите Моонзундских островов. Эсминец «Артём» входил в состав сформированного для минных постановок специального отряда кораблей под командой контр-адмирала Юрия Федоровича Ралля (1890-1948).
Глава II
Эсминец «АРТЁМ» в Великой Отечественной войне
Карта из географического атласа Главного управления геодезии и картографии при СНК СССР, 1940 года, Москва
22 июня 1941 год 04 часа 00 мин |
Без объявления войны германские войска внезапно напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбардировке с самолетов наши города.
|
04 часа 50 мин |
Верховная Ставка Краснознаменного Балтийского Флота объявила флоту: «Германия начала нападение на наши базы и порты. Силой оружия отражать всякую попытку нападения противника».
|
23 июня 1941 год |
Кораблями Краснознаменного Балтийского флота надлежало приступить к постановке центрального минного заграждения на линии Ханко – Осмуссаар в устье Финского залива. В постановке принимали участие минные заградители «Марти» и «Урал», лидеры эскадренных миноносцев «Ленинград» и «Минск», эсминцы «Карл Маркс», «Артём» и «Володарский». Со стороны моря минную постановку должен был прикрывать отряд прикрытия в составе: крейсера «Максим Горький» и трех эсминцев: «Гордый», «Гневный» и «Стерегущий». В ходе этой операции в 03 часа 50 мин подорвался на мине эсминец «Гневный», но остался наплаву. Однако, ввиду невозможности буксировки, он был затоплен. В 04 часа 30 мин подорвался на мине крейсер «Максим Горький» и стал на якорь у острова Вормси. Минные заградители и эсминцы по окончании постановки мин возвратились в г. Таллин.
|
24 июня 1941 год 02 часа 00 мин
|
Крейсер «Максим Горький» в сопровождении эсминцев «Сметливый», «Стерегущий», «Володарский», «Артём»; четырех базовых тральщиков; трех сторожевых катеров типа «МО» (малый или морской охотник за подводными лодками); одного отряда торпедных катеров вышел с рейда острова Вормси и последовал в Таллин. В 12 часов головной базовый тральщик подорвался на мине и затонул. Корабли возвратились на рейд и простояли до 18 час 15 мин, после чего вышли в г. Таллин.
|
25 июня 1941 год |
Корабли прибыли в Таллин.
|
26 июня 1941 год |
Минный заградитель «Марти», эсминец «Артём», «Карл Маркс» и «Володарский» с обеспечением базовыми тральщиками, сторожевым катером типа «МО» и самолетами производили минную постановку в устье Финского залива. Корабли были несколько раз безрезультатно атакованы самолетами противника.
|
27 июня 1941 год 02 часа 00 мин |
Крейсер «Максим Горький», эсминцы «Володарский», «Артём», «Стерегущий», шесть базовых тральщиков, шесть торпедных катеров, четыре сторожевых катера типа «МО» вышли из г. Таллина в г. Кронштадт, куда прибыли вечером.
|
28 июня 1941 год |
Эсминцы «Володарский», «Артём», «Карл Маркс», «Яков Свердлов» и шесть базовых тральщиков находились на переходе из Кронштадта в Таллин.
|
01 июля 1941 год 04 часа 00 мин |
Линкор «Октябрьская Революция» вышел из Таллина в Кронштадт в сопровождении восьми эсминцев: «Славный», «Суровый», «Страшный», «Смелый», «Свирепый», «Яков Свердлов», «Володарский» и «Артём»; пяти базовых тральщиков и восьми сторожевых катеров типа «МО».
|
28 июля 1941 год |
Эсминцы «Энгельс» и «Артём» перешли из Таллина в Муху-Вяйн.
|
01 августа 1941 год |
Эсминец «Артём» был безрезультатно атакован самолетом противника у о. Харилайд в нордовой части Муху-Вяйна. Командир дивизиона эскадренных миноносцев с эсминцами «АРТЁМ» и «Энгельс» должен был с рассветом занять корабельный дозор на линии мыс Колкасрагс – банка Вейсераху, но запоздал с выходом из Муху-Вяйна и прибыл в район банки Вейсераху лишь в 13 час 02 августа.
|
02 августа 1941 год |
Эсминец «Артём», находясь совместно с эсминцем «Энгельс» в корабельном дозоре на линии мыс Колкасрагс – Аллираху, был дважды безрезультатно атакован неприятельскими торпедными катерами.
|
06 августа 1941 год |
Эсминец «Артём» и «Энгельс»; базовый тральщик; два тральщика; четыре торпедных катера и четыре сторожевых катера типа «МО» с двумя ротами морской пехоты провели операцию по захвату о. Рухну в Рижском заливе, после чего эсминцы вернулись в Муху-Вяйн.
|
11 августа 1941 год |
Авиация противника безрезультатно атаковала эсминец «АРТЁМ» в проходе Хари-Курк (нордовый выход из Муху-Вяйна).
|
20 августа 1941 год 20 час 54 мин |
Неприятельские самолеты безуспешно атаковали эсминец «Артём» у порта Рохукюла.
|
21 августа 1941 год |
Эсминец «Артём» и «Суровый» вышли из Рохукюлы в Рижский залив на поиски неприятеля. Корабли дошли до Рижского буя и оттуда повернули к мысу Мерсрагс, где в 11 часов 35 минут встретили два Транспорта и парусно-моторную шхуну в сопровождении шести катеров. Около 11 час 39 мин два транспорта и моторную шхуну в сопровождении шести катеров. Оба транспорта были подожжены огнем эсминцев, шхуна выбросилась на берег, два катера были потоплены, а остальные в ходе уклонения сели на мель. Оба транспорта были подожжены огнем эсминцев. После этого начались налеты неприятельской авиации, сбросившей 64 бомбы, но наши корабли благополучно возвратились в Рохукюлу. |
Глава III
Участие эсминца «АРТЁМ» в «Таллинском прорыве»
Прорыв кораблей и судов из Таллина в Кронштадт
В течение 26-го и 27-го августа 1941 года продолжались ожесточенные кровопролитные бои под Таллином. В ночь на 27-ое августа части противника уже просочились в район парка Кадриорг. Подтянув артиллерию и тяжелые минометы, противник начал обстрел кораблей у причалов и на рейде.
Ввиду угрозы, нависшей над Ленинградом, не хватало войск, чтобы усилить гарнизон Таллина свежими частями. Поэтому, а также учитывая крайне тяжелое положение, в котором оказался Краснознаменный Балтийский Флот с выходом противника на побережье Финского залива.
Ставка 27-го августа отдала приказ об эвакуации Таллина, рассчитывая использовать его гарнизон для усиления обороны Ленинграда.
Краснознаменному Балтийскому флоту при отходе на восток предстояло прорываться в чрезвычайно трудных условиях обстановки, через созданную врачом минно-артиллерийскую позицию противником в районе Юминда-Кери.
Погрузка частей, учреждений, подразделений, гражданского населения на транспорт и корабли началась в 16 часов 27 августа 1941 года. К этому времени противник усилил артиллерийский и минометный огонь по кораблям, и подвергал их одновременно массированным ударам авиации.
Несмотря на большие трудности и помехи со стороны противника, погрузка, в основном, закончилась к утру (06 часам 28 августа).
Неподвижный заградительный огонь с кораблей был очень эффективен и полностью обеспечил прикрытие посадки и выход транспорта на рейд.
По плану выход отрядов кораблей, конвоев и транспорта должен был назначен с 22 часов 27 августа. Этот план не был реализован из-за неожиданно налетевшего шторма (ветер до 7 баллов), исключавшего возможность перехода малых кораблей.
Днем 28 августа, когда ветер поутих, и установилась летная погода, над рейдом появился самолет-разведчик.
В это же время в 16 часов 28 августа был отдан приказ о начале движения. Таким образом, было потеряно около 15-ти часов, за которые можно было начать движение транспорта со слабой зенитной артиллерией вне воздействия авиации противника.
Первыми вышли главные силы, а корабли арьергарда вели огонь по артиллерийским батареям противника и принимали людей со шлюпок, выходящих из Таллина. Вышли из Таллина 225 кораблей и транспорта (судов) с 42 000 человек на борту.
К 20-ти часам в море вышли остальные отряды кораблей и транспорт. Они вытянулись в одну линию длиной около 15 миль.
Эсминцы «Артём», «Калинин» и «Володарский» входили в состав арьергарда – 3-его отряда кораблей под командованием командира минной обороны флота, контр-адмирала Юрия Эдуардовича Ралля. Эти корабли должны были конвоировать транспорт с войсками, ранеными, имуществом и эвакуируемыми гражданскими лицами. В 21 час 15 мин эсминцы арьергарда вышли в Кронштадт самыми последними. Эсминец «АртёмМ» помимо экипажа имел на борту 235 пассажиров, принятых на Таллинском рейде.
В районе маяк Кери – маяк Мохни корабли попали на минное заграждение противника, подверглись атакам самолетов, торпедных катеров и были обстреляны 150-мм батареей с мыса Юминда.
С наступлением темноты походный порядок кораблей и транспорта нарушился, и управление силами было потеряно.
Кроме того, из-за нехватки тральщиков и недостаточного трального обеспечения по некоторым источникам было потеряно 62 единицы кораблей, транспорта и прочих судов, подорвавшихся на минах. Погибло около 15 000 человек.
28 августа в 23 часа 15 мин в северном районе мыса Юминданина – остров Мохни подорвались на минах почти друг за другом эсминцы «Калинин», «Володарский». Эсминец «Артём» при оказании помощи эсминцу «Калинин» последним подорвался на мине и практически мгновенно затонул. В момент гибели эсминца «Артём» произошел взрыв большой силы с яркой вспышкой и высоким столбом огня. Эскадренный миноносец «АртёмМ» - это последний балтийский «Новик» эскадры, на котором и погиб мой папа – Малышев Александр Матвеевич. Ему было всего 29 лет.
Подрывы происходили на плавающих минах, подсеченных тральщиками, идущими впереди отрядов боевых кораблей. Противником в этом районе было поставлено минное заграждение из 1818 контактных мин и 901 минного защитника.
Что рассказывали свидетели о гибели эсминца «Артём»:
Флагманский артиллерист отряда легких сил КБФ капитан 2 ранга Артавазд Арамович Сагоян (1904 – 1971гг.), находившийся на эсминце «АртёмМ», вспоминал: «… Миноносцы «АртёмМ», «Калинин», «Володарский» в 21 час 15 мин последними оставили рейд, подавляя на ходу огонь батарей врага, прорывавшегося к Кадриоргу, Пирите». Следуя в арьергарде, миноносцы прикрывали идущие впереди конвои и главные силы. Около полуночи (приблизительно в 23 часа 15 мин), пока видимости почти не было, нарушив походный порядок, форсируя минные поля, у мыса Юминданина начался настоящий ад. Все эсминцы стали взрываться друг за другом и погибли в короткий срок. Исключительное мужество и выдержанность в момент гибели эсминца «АртёмМ» проявили личный состав корабля и находившийся на мостике командир дивизиона Л.Н.Сидоров. «Мне, - писал Сагоян, - довелось быть вместе с ним в момент гибели. В считанные минуты до погружения корабля Сидоров спокойно, волевым голосом, с исключительной выдержкой отдавал последние распоряжения по спасению экипажа и, не покидая ходового мостика, погиб. Это были страшные мгновения. Моряки оказались в кроваво-мазутной воде Балтики, так безжалостно готовой поглотить и полностью накрыть их. Но никто не сдавался, стоило одному запеть «Интернационал», тут же смело подхватили остальные. А воды холодной Балтики смыкались над головами моряков-героев, которые находили на морском дне свою последнюю обитель…»
Слава и память им!
Игорь Григорьевич Алепко, бывалый моряк, «фанат» моря помимо пятитомника «Корабли Балтийского Флота в годы войны с 1939 по 1945 годы», где в первом томе написал о «Таллинском переходе», посвятил ему поэму в стихах. В последней главе «Реквием» есть изумительно правдивые слова следующего содержания:
«… Печально, что память об этих,
Безвестно пропавших в волнах,
Сегодня на всем в белом свете
Ни в чьих не теплится умах.
А надо бы, надо сквозь годы,
Чтоб совесть свою не терять,
Нам в память о том переходе
ПОГИБШИХ ПО ИМЕНИ ЗНАТЬ!..»
Пояснения к названиям географических пунктов
Вайндло |
– остров в западной части Финского залива в 37-ми милях юго-западнее острова Гогланд.
|
Вормси |
– остров в северной части пролива.
|
Кадриорг |
– парк в Таллине, на южном берегу Таллинской бухты к востоку от Старой (Купеческой) гавани (Эстония).
|
Кери |
– остров (маяк) в западной части Финского залива.
|
Колкасрагс (мыс Колка)
|
– мыс и маяк на северо-западе Рижского залива.
|
Мерсрагс |
– мыс на юго-западном берегу Рижского залива (Латвия).
|
Мохни |
– остров (маяк) в 5-ти милях восточнее мыса Юминданина.
|
Муху-Вяйн |
– пролив, соединяет Рижский залив с северо-восточной частью Балтийского моря.
|
Осмуссар |
– остров у северо-западного берега Эстонии.
|
Рохукюла |
– порт на берегу Моонзундского пролива. В 1941 году находился пункт базирования КБФ (Эстония).
|
Рухну |
– остров в центральной части Рижского залива.
|
Хари-Курк |
– участок пролива Муху-Вяйн, отделяющий остров Вормси от острова Хийумаа (северный выход из Муху-Вяйна).
|
Харилайд |
– остров в северной части Муху-Вяйна.
|
Юминданина (Юминда) |
– мыс, северо-западная оконечность полуострова Юминда-Нина.
|
Содержание.
ГЛАВА I. Эскадренный миноносец «АРТЁМ»
ГЛАВА II. Эсминец «АРТЁМ» в Великой Отечественной войне
ГЛАВА III. Участие эсминца «АРТЁМ» в «Таллинском прорыве»
Список использованной литературы
- Алепко И.Г. Краснознаменный Балтийский Флот.
Таллинский переход.
Либава
Хроника 1942 г.
Том 1, издание «Сосновый Бор», 2011 год
- Зубков Р.А. Таллинский прорыв Краснознаменного Балтийского флота
(август-сентябрь 1941 г.)
Москва, Кучково поле, 2012 г.
- Ладинский Ю.В. Военная вахта
Москва, Военное издательство, 1983 год
- Гуров С., Тюлькин В. Корабли эскадры Балтийского флота
Великая Отечественная война
Калининград, 2005 г.
- Морской сборник №№6, 7, 8 – Москва, 1991 г.
- Рассказы очевидцев:
- Сагоян А.А. – капитан 2 ранга, флагманский артиллерист ОЛС КБФ
- Панцирный Валентин – лейтенант, командир катера МО-210
- Еременко Ф.П. – полковник в отставке, кандидат военных наук, доцент, участник – курсант Таллинского прорыва на эсминце «Володарский»
Назад к списку новостей