События и факты

Таллинский прорыв явился одной из крупнейших морских операций Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., проведенной в первом периоде Краснознамённым Балтийским флотом (КБФ) по решению Верховного главнокомандующего (ВГК) под руководством Военного совета Северо-Западного направления (СЗН) в рамках Ленинградской стратегической оборонительной операции.

Содержанием данной операции был вывод из глубокого тыла противника в Кронштадт, Ораниенбаум и Ленинград 225 кораблей и судов КБФ и государственных морских пароходств Балтийского бассейна с 28,6 тыс. военнослужащих армии и флота и 13,4 тыс.гражданских лиц и вольнонаемных служащих флота.

В их числе были:

— личный состав 10-го Ленинградского фронта (ЛФ), береговой и противовоздушной обороны (БОиПВО), ВВС, тыла, органов управления, боевых кораблей и управлений корабельных соединений КБФ, комендантских командтранспортов и вспомогательных судов КБФ и государственных морских пароходств Балтийского бассейна, частей Прибалтийского пограничного округа НКВД (ПрибПОНКВД), защищавших окруженный немецкими войсками Таллин, находившийся в глубоком тылу противника, в 250 километрах за линией фронта, проходившей под Ленинградом;

— сотрудники республиканских и местных органов власти Эстонской ССР, жители Таллина, члены экипажей транспортов и вспомогательных судов.

Эта операция в отчете КБФ о проведении получила в начале официальное наименование «Переход флота в Кронштадт и эвакуация главной базы (ГБ) Таллин 28.08–29.08.1941», неофициальное — cначала Таллинский переход, а в 1960-х гг.— Таллинский прорыв. Дело в том, что командование КБФ действительно планировало двухдневный переход корабельного боевого ядра и конвоев с эвакуируемыми войсками и частью жителей Таллина, но фактически переход превратился в прорыв и перерос в одиннадцатидневную морскую операцию, длившуюся с 28.08 по 7.09.1941 г.

В ходе Таллинского прорыва БФ пришлось преодолеть ожесточенное противодействие врага, так как Гитлер приказал группе армий «Север» недопустить отхода флота и войск из Эстонии к Ленинграду, уничтожить их в Финском заливе на блокадном рубеже, фактически простиравшемся от Таллинского залива на западе до Лужской губы на востоке, а на суше — не допустить отхода войск к Нарве.

Блокадный рубеж включал:

1) Юминдскую минно-артиллерийскую позицию (ЮМАП), созданную противником в средней части Финского залива. Её элементами были: протяженный и плотный Юминдский минный барьер (ЮМБ), батареи береговой и полевой артиллерии, размещенные на финских островах и побережье Эстонии, а также группировка торпедных катеров, базировавшаяся в районе Хельсинки;

2) группировку немецко-финских ВВС, действовавшую с аэродромов, расположенных на территориях Финляндии, Эстонии и Латвии, и господствовавшую в воздухе над Финским заливом на всем протяжении блокадного рубежа.

Форсирование Юминдской минно-артиллерийской позиции в ходе прорыва 225 кораблями и судами КБФ — событие, не имеющее аналогов во всемирной военно-морской истории. Спасение 16 тыс.человек с погибших кораблей и судов, и перевозка с островов Финского залива в Кронштадт 11тыс.спасенных — бессмертный подвиг моряков-балтийцев.

Военные и военно-морские историки, а также писатели, тяготеющие к военно-морской истории, до настоящего времени ещё не подвергли Таллинский прорыв достаточно глубокому анализу, не извлекли из него уроки, имеющие непреходящее значение не только для ВМФ, но и для Вооруженных сил России в целом, притом как сегодня, так и в обозримом будущем. Речь идет, прежде всего, о проблемах управления силами и войсками и организации взаимодействия их объединений (соединений) при подготовке и ведении морских операций в рамках операций, проводимых межвидовым стратегическим объединением Вооруженных сил России.

Большинство публикаций, посвященных прорыву, и даже некоторые официальные издания либо не достаточно полно характеризуют эту операцию, либо не опираются в необходимой мере на архивные документы. Нередко эти публикации содержат перечисление ошибок руководителей прорыва или безрасчетные предложения «правильных действий», которые, по их мнению, должно было предпринимать командование КБФ в августе — сентябре 1941г. Авторы таких «предложений» имеют, как правило, слабое представление об оперативно-тактической и стратегической обстановке тех дней. Нередко их предложения основываются на сведениях о действиях противника, ставших известными лишь после войны.

Обычно в публикациях недостаточно освещаются события, предшествовавшие Таллинскому прорыву и вызвавшие необходимость его проведения, а также сопровождавшие прорыв трудности. Многие из публикаций содержат различны мифы и легенды, очень спорные сравнения с другими операциями советского, российского императорского и зарубежных флотов, прямые искажения фактов. Пишут о «спланированности» командованием КБФ больших потерь при прорыве, об ошибочном выборе маршрута прорыва, о неправильном построении походного порядка прорывавшихся сил, о разгроме конвоев семью немецкими бомбардировщиками, об обстреле своих торпедных катеров, о«бегстве» боевых кораблей от конвоев. Проводят сомнительные сравненияТаллинского прорыва с разгромом союзного конвоя PQ-17(1942), Дюнкеркской эвакуацией союзных войск (1940), Цусимским сражением(1905) и даже со 2-м Роченсальмским сражением(1790).

В ряде публикаций поверхностно рассмотрены деятельность авиации противника и ВВСКБФ, спасательныe действия, слабо раскрыта роль органов и должностных лиц стратегического уровня руководства как в принятии решения на прекращение обороны Таллина и отход из него, так и в руководстве прорывом сил КБФ и конвоев с защитниками его главной базы в Кронштадт, в организации взаимодействия КБФ и ЛФ при подготовке и в ходе прорыва.

Занижен масштаб операции: например, перевозка людей, спасенных с погибших кораблей, с островов Финского залива, на которые они были высажены спасательным исилами, в Кронштадт почему-то рассматривается вне рамок Таллинского прорыва. Ни в одной из известных публикаций не названы обоснованные документами количество и поименный состав всех кораблей и судов, участвовавших в прорыве погибших в ходе него. Тоже относится и к числу людей, вышедших из Таллина, погибших в ходе прорыва и прибывших в Кронштадт, Ораниенбаум и Ленинград. Лишь в одной-двух публикациях о Таллинском прорыве имеется несколько иллюстративных материалов (фотографий, схем), не отражающих масштаба этой морской операции и не служащих увековечению памяти её участников.

Наконец, дается, как правило, либо бездоказательно высокая, либо незаслуженно уничижительная общая оценка результатов Таллинского прорыва, причем последняя базируется лишь на волюнтаристском и одностороннем подходе к определению и оценке потерь в ходе этой операции.

Таллинский прорыв КБФ неотделим от Таллинской оборонительной операции. Значение последней определяется тем, что преодоление сопротивления советских войск в Эстонии потребовало от немцев усиления группы армий «Север» тремя дивизиями из резерва и с других направлений. Благодаря этому было замедлено продвижение немецких войск к Ленинграду, что, в свою очередь, привело к приостановке наступления на Москву.

Оборона Таллина обеспечивала также сохранение в тылу противника трех крупных группировок советских войск и сил флота в районе главной базы КБФ, на Моонзундских островах и на полуострове Ханко. Их задачами были недопущение прорыва к Ленинграду крупных кораблей немецкого и финского ВМФ, осуществление бомбардировок немецкой столицы — Берлина и создание угрозы финской столице —Хельсинки, а также создание благоприятных условий для действий сил КБФ на коммуникациях противника в открытой части Балтийского моря и Рижском заливе.

В результате Таллинского прорыва в оборону Ленинграда влились 11,3тыс. закаленных в боях на сухопутном фронте бойцов и командиров 10-го скиКБФ, а также 163 корабля и судна с 6,9 тыс. моряков-балтийцев, обогащенных опытом поддержки армии действиями на море и с моря. Эти войска, корабли и суда сыграли важную роль в последующих операциях Великой Отечественной войны.






По материалам книги Радия Анатольевича Зубкова «Таллинский прорыв Краснознаменного Балтийского флота» (август – сентябрь 1941 г .). События, оценки, уроки. Военно-исторический труд. - М., 2012.

Последние новости

17.05.2019
  На борту эсминца "Беспокойный" открылась музейная экспозиция "Таллинский переход"  ...
06.05.2019
Стихотворение Юрия Инге читает актриса Екатерина Рачек (Русский молодежный театр, Таллин)
26.04.2019
Приглашаем вас принять участие в финале Седьмого литературного конкурса имени Юрия Инге, кот...

Поддержка ФПГ

Фонд президентских грантовФонд президентских грантов оказал доверие НП «Память Таллинского прорыва». Наш проект был отмечен экспертами как заслуживающий поддержки из почти десяти тысяч инициатив, представленных на второй конкурс 2018 года. Нам предстоит большая работа. Спасибо всем за поддержку!