Уходят потомки

  • 15.02.2019 11:59
  • Новости проекта
  • 48 Прочтений

 


Вспомним отца и деда наших друзей, героя Таллинского прорыва
Шачнев Фёдор Васильевич 

старший лейтенант 
Родился 23 августа 1918 в Пензенской области. 
Во время Великой Отечественной войны служил на Балтийском флоте на спасательном судне "Нептун" под командованием капитан-лейтенанта Ю.А.Могулы. 
Цитата из книги "Краснознаменный Балтийский флот 1944-1945 гг.": 24 июня 1941 года в устье Финского залива подорвался на немецких минах крейсер "Максим Горький". Для оказания ему помощи из Таллина вышел спасатель "Нептун" (командир Могула). Крейсер был быстро снят с мели, водотечность ликвидирована и он своим ходом в сопровождении эсминцев и спасателей пришел в Таллин. 
Особая роль в аварийно-спасательном обеспечении кораблей флота и судоподъема принадлежала спасательным судам "Нептун", "Сигнал", "Метеор" и "Сталинец", которые на протяжении всей войны действовали в сложнейших боевых и гидрометереологических условиях. Личный состав судов показал образцы мужества и отваги. 
Фёдор Васильевич награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, медалью "За оборону Ленинграда", медалью "За отвагу", медалью "За боевые заслуги" 
Внучка Юля пишет: «Деда я почти не помню, его не стало в 1989 году, когда мне было 4 года». 

4 августа 1941 г. Л. В. Дубровицкий – командир эскадренного миноносца «Карл Маркс», который находился в Таллине, получил приказ войти в залив Харалахт для поддержки кораблей, несущих дозор на линии о. Вайндло – о. Кэри, и в случае необходимости поддержать артиллерийским огнем фланг армии в этом районе. Миноносцу придавались два катера – «морских охотника». 
8 августа эсминец вошел в бухту Локса и ошвартовался у рыболовецкого пирса. На правый борт «Карла Маркса» подал швартовы «МО-229», на его палубе были принайтовлены бочки с бензином. 
Примерно в 13 ч этого же дня корабль атаковали вражеские самолеты. По сигналу воздушной тревоги личный состав занял места на своих боевых постах, комендоры зенитных пушек и орудий главного калибра вели интенсивный огонь по самолетам. Корабль снялся со швартовов и, набирая ход, отошел от пирса. 
На эсминец спикировали последовательно три самолета. Две сброшенные ими бомбы попали в корабль, одна разорвалась в машинном отделении. Возник пожар, загорелся мазут. Занялся огнем носовой торпедный аппарат, в котором находились подготовленные к бою торпеды. По приказу командира матросы развернули аппарат на борт и выпустили торпеды в море{362}. Катер же замешкался, и одна из бомб фашистского пикировщика угодила прямо в него. Катер вспыхнул, как факел, и мгновенно исчез под водой. От горящего бензина, разбрызганного при взрыве катера, заполыхал пирс. 
Отражая налет самолетов, экипаж продолжал самоотверженную борьбу за жизнь корабля, но спасти его было уже невозможно. Корабль медленно оседал на грунт и вскоре погрузился в воду до верхней палубы. 
С корабля на шлюпках начали перевозить в поселок Локса раненых. «Вся работа по эвакуации и устройству раненых, – пишет участник событий бригадный комиссар В. В. Корякин, – была возложена на помощника начальника политотдела эскадры политрука Л. С. Золотарева, оказавшегося смелым и энергичным политработником и хорошим организатором. При содействии директора школы поселка Локса Арнольда Микивера ему удалось развернуть в школе лазарет. Были найдены врач, медикаменты и всем раненым оказана первая помощь»{363}. Арнольду Микиверу с большим трудом удалось связаться с Таллином, откуда вскоре прибыли два автобуса и грузовая машина для эвакуации раненых. 
Погибших моряков эсминца «Карл Маркс» похоронили на местном кладбище. 
На следующий день в бухту пришли спасательное судно «Нептун» и два торпедных катера, чтобы снять оставшихся членов экипажа с эсминца «Карл Маркс». Отходили катера от пирса уже под пулеметным и автоматным огнем немецко-фашистских войск. Перед отходом они взорвали эскадренный миноносец.

 

Уходят потомки

Назад к списку новостей