Об эсминце Арьергарда "Артём"

  • 14.08.2017 11:27
  • Новости проекта
  • 1934 Прочтений

«У моряка нет трудного или легкого пути.

Есть один – славный путь».

 

Адмирал П.С.Нахимов

 

 

 

 

 

Лариса БАЖЕНОВА

 

ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ

«АРТЁМ»

в Великой Отечественной войне

23 июня – 28 августа

1941 год

(Участник Таллинского прорыва)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Александр Матвеевич Малышев, младший политрук, заместитель командира БЧ-5 по политчасти эсминца «АРТЁМ», погибший в ночь с 28 на 29 августа 1941 года в Таллинском прорыве.

 

 Что я знаю об отце

     Александр Матвеевич Малышев родился 6 июля 1912 года, он уроженец Славковского района Ленинградской области. Окончил Лесной техникум, член ВЛКСМ с 1928 года, член ВКП(б) с 1939 года. Проживал в Ленинграде по адресу: ул. Ткачей, д.29. кв.133. На военно-морскую службу был призван осенью 1934 года Кировским РВК г.Ленинграда.

О службе

1934-1935 гг. – курсант Электроминной школы КБФ

1935-1936 гг. – курсант Учебного отряда подплава им.Кирова

1936-1938 гг. – младший командир, 1-й дивизион бригады торпедных катеров КБФ

1938-1939 гг. – ответственный секретарь бюро ВЛКСМ 1-го дивизиона бригады торпедных катеров    КБФ

Октябрь 1939 г. – младший командир Александр Матвеевич Малышев был зачислен в кадры РКВМФ и назначен ответственным редактором многотиражной газеты Политотдела бригады торпедных катеров с присвоением военного звания младший политрук

04 июля 1940 г. – младший политрук Александр Матвеевич Малышев назначен заместителем командира БЧ-5 по политчасти эскадренного миноносца «Артём»

 

 

Посвящается моему отцу Александру Матвеевичу Малышеву, младшему политруку, заместителю командира БЧ-5 по политчасти эсминца «АРТЁМ», погибшему в конце августа 1941 года в Таллинском прорыве.

 

Глава I

Эскадренный миноносец «АРТЁМ»

Технические данные:

Водоизмещение

1260 тонн

Длина

98,0 м

Ширина

9,3 м

Осадка

3,9 м

Скорость хода

35,0 узлов

Мощность

30 000 л.с.

Дальность плавания

2800 миль

 

 

     Эскадренный миноносец «Артём» («Азард») был из плеяды эсминцев дореволюционного периода – эсминцев «Новиков» («Азард»).

     Эскадренный миноносец «Азард» был заложен в июле 1915 года на Ижорской верфи Металлического завода в Петрограде. 22 мая 1916 года он был спущен со стапелей на воду. 10 октября 1916 года эскадренный миноносец «Азард» вступил в строй кораблей Балтийского флота и был зачислен во 2-й дивизион минной дивизии. 25 октября 1917 года экипаж эсминца «Азард» перешел на сторону советской власти.

     27 ноября 1928 года эсминец получил новое наименование «Артём» в честь Федора Андреевича Артёма (Сергеева) – видного государственного деятеля, профессионального революционера. Артём – это его партийная кличка.

     Великую Отечественную войну эскадренный миноносец «Артём» встретил под командованием старшего лейтенанта Александра Борисовича Сея в составе эскадры Краснознаменного Балтийского флота, куда входил 3-ий дивизион эскадренных миноносцев типа «Новик». Дивизионом командовал бывший командир эсминца «Артём» капитан 2 ранга Л.Н.Сидоров.

      В начале Великой Отечественной войны эсминец «Артём» участвовал в минно-заградительных операциях флота, нес конвойную службу (в июле – августе 1941 года). Участвовал в обороне Таллина, Риги и в операции по защите Моонзундских островов. Эсминец «Артём» входил в состав сформированного для минных постановок специального отряда кораблей под командой контр-адмирала Юрия Федоровича Ралля (1890-1948).

 

Глава II

Эсминец «АРТЁМ» в Великой Отечественной войне

 

Карта из географического атласа Главного управления геодезии и картографии при СНК СССР, 1940 года, Москва

22 июня 1941 год

04 часа 00 мин  

    Без объявления войны германские войска внезапно напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбардировке с самолетов наши города.

 

04 часа 50 мин

     Верховная Ставка Краснознаменного Балтийского Флота объявила флоту: «Германия начала нападение на наши базы и порты. Силой оружия отражать всякую попытку нападения противника».

 

23 июня 1941 год

     Кораблями Краснознаменного Балтийского флота надлежало приступить к постановке центрального минного заграждения на линии Ханко – Осмуссаар в устье Финского залива. В постановке принимали участие минные заградители «Марти» и «Урал», лидеры эскадренных миноносцев «Ленинград» и «Минск», эсминцы «Карл Маркс», «Артём» и «Володарский».

     Со стороны моря минную постановку должен был прикрывать отряд прикрытия в составе: крейсера «Максим Горький» и трех эсминцев: «Гордый», «Гневный» и «Стерегущий». В ходе этой операции в 03 часа 50 мин подорвался на мине эсминец «Гневный», но остался наплаву. Однако, ввиду невозможности буксировки, он был затоплен. В 04 часа 30 мин подорвался на мине крейсер «Максим Горький» и стал на якорь у острова Вормси.

     Минные заградители и эсминцы по окончании постановки мин возвратились в г. Таллин.

 

24 июня 1941 год

02 часа 00 мин

 

     Крейсер «Максим Горький» в сопровождении эсминцев «Сметливый», «Стерегущий», «Володарский», «Артём»; четырех базовых тральщиков; трех сторожевых катеров типа «МО» (малый или морской охотник за подводными лодками); одного отряда торпедных катеров вышел с рейда острова Вормси и последовал в Таллин.

     В 12 часов головной базовый тральщик подорвался на мине и затонул. Корабли возвратились на рейд и простояли до 18 час 15 мин, после чего вышли в г. Таллин.

 

25 июня 1941 год

     Корабли прибыли в Таллин.

 

26 июня 1941 год

      Минный заградитель «Марти», эсминец «Артём», «Карл Маркс» и «Володарский» с обеспечением базовыми тральщиками, сторожевым катером типа «МО» и самолетами производили минную постановку в устье Финского залива.

     Корабли были несколько раз безрезультатно атакованы самолетами противника.

 

27 июня 1941 год

02 часа 00 мин

    Крейсер «Максим Горький», эсминцы «Володарский», «Артём», «Стерегущий», шесть базовых тральщиков, шесть торпедных катеров, четыре сторожевых катера типа «МО» вышли из г. Таллина в г. Кронштадт, куда прибыли вечером.

 

28 июня 1941 год

    Эсминцы «Володарский», «Артём», «Карл Маркс», «Яков Свердлов» и шесть базовых тральщиков находились на переходе из Кронштадта в Таллин.

 

01 июля 1941 год

04 часа 00 мин

    Линкор «Октябрьская Революция» вышел из Таллина в Кронштадт в сопровождении восьми эсминцев: «Славный», «Суровый», «Страшный», «Смелый», «Свирепый», «Яков Свердлов», «Володарский» и «Артём»; пяти базовых тральщиков и восьми сторожевых катеров типа «МО».

 

 

28 июля 1941 год

     Эсминцы «Энгельс» и «Артём» перешли из Таллина в Муху-Вяйн.

 

01 августа 1941 год

     Эсминец «Артём» был безрезультатно атакован самолетом противника у о. Харилайд в нордовой части Муху-Вяйна. Командир дивизиона эскадренных миноносцев с эсминцами «АРТЁМ» и «Энгельс» должен был с рассветом занять корабельный дозор на линии мыс Колкасрагс – банка Вейсераху, но запоздал с выходом из Муху-Вяйна и прибыл в район банки Вейсераху лишь в 13 час 02 августа.

 

02 августа 1941 год

     Эсминец «Артём», находясь совместно с эсминцем «Энгельс» в корабельном дозоре на линии мыс Колкасрагс – Аллираху, был дважды безрезультатно атакован неприятельскими торпедными катерами.

 

06 августа 1941 год

     Эсминец «Артём» и «Энгельс»; базовый тральщик; два тральщика; четыре торпедных катера и четыре сторожевых катера типа  «МО» с двумя ротами морской пехоты провели операцию по захвату о. Рухну в Рижском заливе, после чего эсминцы вернулись в Муху-Вяйн.

 

11 августа 1941 год

     Авиация противника безрезультатно атаковала эсминец «АРТЁМ» в проходе Хари-Курк (нордовый выход из Муху-Вяйна).

 

20 августа 1941 год

20 час 54 мин

     Неприятельские самолеты безуспешно атаковали эсминец «Артём» у порта Рохукюла.

 

21 августа 1941 год

      Эсминец «Артём» и «Суровый» вышли из Рохукюлы в

 Рижский залив на поиски неприятеля.

      Корабли дошли до Рижского буя и оттуда повернули к мысу Мерсрагс, где в 11 часов 35 минут встретили два Транспорта и парусно-моторную шхуну в сопровождении   шести катеров. Около 11 час 39 мин два транспорта и моторную шхуну в сопровождении шести катеров. Оба транспорта были подожжены огнем эсминцев, шхуна выбросилась на берег, два катера были потоплены, а остальные в ходе уклонения сели на мель. Оба транспорта были подожжены огнем эсминцев. После этого начались налеты неприятельской авиации, сбросившей 64 бомбы, но наши корабли благополучно возвратились в Рохукюлу.

 

 

 

 

 

 

 

Глава III

Участие эсминца «АРТЁМ» в «Таллинском прорыве»

 

Прорыв кораблей и судов из Таллина в Кронштадт

 

     В течение 26-го и 27-го августа 1941 года продолжались ожесточенные кровопролитные бои под Таллином. В ночь на 27-ое августа части противника уже просочились в район парка Кадриорг. Подтянув артиллерию и тяжелые минометы, противник начал обстрел кораблей у причалов и на рейде.

     Ввиду угрозы, нависшей над Ленинградом, не хватало войск, чтобы усилить гарнизон Таллина свежими частями. Поэтому, а также учитывая крайне тяжелое положение, в котором оказался Краснознаменный Балтийский Флот с выходом противника на побережье Финского залива.

     Ставка 27-го августа отдала приказ об эвакуации Таллина, рассчитывая использовать его гарнизон для усиления обороны Ленинграда.

     Краснознаменному Балтийскому флоту при отходе на восток предстояло прорываться в чрезвычайно трудных условиях обстановки, через созданную врачом минно-артиллерийскую позицию противником в районе Юминда-Кери.

     Погрузка частей, учреждений, подразделений, гражданского населения на транспорт и корабли началась в 16 часов 27 августа 1941 года. К этому времени противник усилил артиллерийский и минометный огонь по кораблям, и подвергал их одновременно массированным ударам авиации.

     Несмотря на большие трудности и помехи со стороны противника, погрузка, в основном, закончилась к утру (06 часам 28 августа).

     Неподвижный заградительный огонь с кораблей был очень эффективен и полностью обеспечил прикрытие посадки и выход транспорта на рейд.

     По плану выход отрядов кораблей, конвоев и транспорта должен был назначен с 22 часов 27 августа. Этот план не был реализован из-за неожиданно налетевшего шторма (ветер до 7 баллов), исключавшего возможность перехода малых кораблей.

     Днем 28 августа, когда ветер поутих, и установилась летная погода, над рейдом появился самолет-разведчик.

     В это же время в 16 часов 28 августа был отдан приказ о начале движения. Таким образом, было потеряно около 15-ти часов, за которые можно было начать движение транспорта со слабой зенитной артиллерией вне воздействия авиации противника.

     Первыми вышли главные силы, а корабли арьергарда вели огонь по артиллерийским батареям противника и принимали людей со шлюпок, выходящих из Таллина. Вышли из Таллина 225 кораблей и транспорта (судов) с 42 000 человек на борту.

     К 20-ти часам в море вышли остальные отряды кораблей и транспорт. Они вытянулись в одну линию длиной около 15 миль.

     Эсминцы  «Артём», «Калинин» и «Володарский» входили в состав арьергарда – 3-его отряда кораблей под командованием командира минной обороны флота, контр-адмирала Юрия Эдуардовича Ралля. Эти корабли должны были конвоировать транспорт с войсками, ранеными, имуществом и эвакуируемыми гражданскими лицами. В 21 час 15 мин эсминцы арьергарда вышли в Кронштадт самыми последними.  Эсминец «АртёмМ» помимо экипажа имел на борту 235 пассажиров, принятых на Таллинском рейде.

     В районе маяк Кери – маяк Мохни корабли попали на минное заграждение противника, подверглись атакам самолетов, торпедных катеров и были обстреляны 150-мм батареей с мыса Юминда.

     С наступлением темноты походный порядок кораблей и транспорта нарушился, и управление силами было потеряно.

     Кроме того, из-за нехватки тральщиков и недостаточного трального обеспечения по некоторым источникам было потеряно 62 единицы кораблей, транспорта и прочих судов, подорвавшихся на минах. Погибло около 15 000 человек. 

     28 августа в 23 часа 15 мин в северном районе мыса Юминданина – остров Мохни подорвались на минах почти друг за другом эсминцы «Калинин», «Володарский». Эсминец «Артём» при оказании помощи эсминцу «Калинин» последним подорвался на мине и практически мгновенно затонул. В момент гибели эсминца «Артём» произошел взрыв большой силы с яркой вспышкой и высоким столбом огня. Эскадренный миноносец «АртёмМ» - это последний балтийский «Новик» эскадры, на котором и погиб мой папа – Малышев Александр Матвеевич. Ему было всего 29 лет.

      Подрывы происходили на плавающих минах, подсеченных тральщиками, идущими впереди отрядов боевых кораблей. Противником в этом районе было поставлено минное заграждение из 1818 контактных мин и 901 минного защитника.

 

     Что рассказывали свидетели о гибели эсминца «Артём»:

     Флагманский артиллерист отряда легких сил КБФ капитан 2 ранга Артавазд Арамович Сагоян (1904 – 1971гг.), находившийся на эсминце «АртёмМ», вспоминал: «… Миноносцы «АртёмМ», «Калинин», «Володарский» в 21 час 15 мин последними оставили рейд, подавляя на ходу огонь батарей врага, прорывавшегося к Кадриоргу, Пирите». Следуя в арьергарде, миноносцы прикрывали идущие впереди конвои и главные силы. Около полуночи (приблизительно в 23 часа 15 мин), пока видимости почти не было, нарушив походный порядок, форсируя минные поля, у мыса Юминданина начался настоящий ад. Все эсминцы стали взрываться друг за другом и погибли в короткий срок. Исключительное мужество и выдержанность в момент гибели эсминца «АртёмМ» проявили личный состав корабля и находившийся на мостике командир дивизиона Л.Н.Сидоров. «Мне, - писал Сагоян, - довелось быть вместе с ним в момент гибели. В считанные минуты до погружения корабля Сидоров спокойно, волевым голосом, с исключительной выдержкой отдавал последние распоряжения по спасению экипажа и, не покидая ходового мостика, погиб. Это были страшные мгновения. Моряки оказались в кроваво-мазутной воде Балтики, так безжалостно готовой поглотить и полностью накрыть их. Но никто не сдавался, стоило одному запеть «Интернационал», тут же смело подхватили остальные. А воды холодной Балтики смыкались над головами моряков-героев, которые находили на морском дне свою последнюю обитель…»

     Слава и память им!

     Игорь Григорьевич Алепко, бывалый моряк, «фанат» моря помимо пятитомника «Корабли Балтийского Флота в годы войны с 1939 по 1945 годы», где в первом томе написал о «Таллинском переходе», посвятил ему поэму в стихах. В последней главе «Реквием» есть изумительно правдивые слова следующего содержания:

 

«… Печально, что память об этих,

Безвестно пропавших в волнах,

Сегодня на всем в белом свете

Ни в чьих не теплится умах.

А надо бы, надо сквозь годы,

Чтоб совесть свою не терять,

Нам в память о том переходе

ПОГИБШИХ  ПО ИМЕНИ ЗНАТЬ!..»

 

Пояснения к названиям географических пунктов

 

 

Вайндло

– остров в западной части Финского залива в 37-ми милях юго-западнее острова    Гогланд.

 

Вормси

– остров в северной части пролива.

 

Кадриорг

– парк в Таллине, на южном берегу Таллинской бухты к востоку от Старой (Купеческой) гавани (Эстония).

 

Кери

– остров (маяк) в западной части Финского залива.

 

Колкасрагс (мыс Колка)

 

– мыс и маяк на северо-западе Рижского залива.

 

Мерсрагс

– мыс на юго-западном берегу Рижского залива (Латвия).

 

Мохни

– остров (маяк) в 5-ти милях восточнее мыса Юминданина.

 

Муху-Вяйн

– пролив, соединяет Рижский залив с северо-восточной частью Балтийского моря.

 

Осмуссар

– остров у северо-западного берега Эстонии.

 

Рохукюла

– порт на берегу Моонзундского пролива. В 1941 году находился пункт базирования КБФ (Эстония).

 

Рухну

– остров в  центральной части Рижского залива.

 

Хари-Курк

– участок пролива Муху-Вяйн, отделяющий остров Вормси от острова Хийумаа (северный выход из Муху-Вяйна).

 

Харилайд

– остров в северной части Муху-Вяйна.

 

Юминданина (Юминда)

– мыс, северо-западная оконечность полуострова Юминда-Нина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

ГЛАВА I. Эскадренный миноносец «АРТЁМ»

ГЛАВА II. Эсминец «АРТЁМ» в Великой Отечественной войне

ГЛАВА III. Участие эсминца «АРТЁМ» в «Таллинском прорыве»

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Алепко И.Г. Краснознаменный Балтийский Флот.

                        Таллинский переход.

                        Либава

                        Хроника 1942 г.

                        Том 1, издание «Сосновый Бор», 2011 год

 

 

  1. Зубков Р.А. Таллинский прорыв Краснознаменного Балтийского флота

                      (август-сентябрь 1941 г.)

                       Москва, Кучково поле, 2012 г.

 

 

  1. Ладинский Ю.В. Военная вахта

                                        Москва, Военное издательство, 1983 год

 

 

  1. Гуров С., Тюлькин В. Корабли эскадры Балтийского флота

                                        Великая Отечественная война

                                        Калининград, 2005 г.

 

  1. Морской сборник №№6, 7, 8 – Москва, 1991 г.

 

  1. Рассказы очевидцев:

-          Сагоян А.А. –  капитан 2 ранга, флагманский артиллерист ОЛС КБФ

-          Панцирный Валентин – лейтенант, командир катера МО-210

-          Еременко Ф.П. – полковник в отставке, кандидат военных наук, доцент, участник – курсант Таллинского прорыва на эсминце «Володарский»

 

 

 

 

 

Об эсминце Арьергарда "Артём"

Назад к списку новостей

Поддержка ФПГ

Фонд президентских грантовФонд президентских грантов оказал доверие НП «Память Таллинского прорыва». Наш проект был отмечен экспертами как заслуживающий поддержки из почти десяти тысяч инициатив, представленных на второй конкурс 2018 года. Нам предстоит большая работа. Спасибо всем за поддержку!

Памятные даты

Март
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Завтра: