События и факты
Таллинский прорыв явился одной из крупнейших морских операций Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., проведенной в первом периоде Краснознамённым Балтийским флотом (КБФ) по решению Верховного главнокомандующего (ВГК) под руководством Военного совета Северо-Западного направления (СЗН) в рамках Ленинградской стратегической оборонительной операции.
Содержанием данной операции был вывод из глубокого тыла противника в Кронштадт, Ораниенбаум и Ленинград 225 кораблей и судов КБФ и государственных морских пароходств Балтийского бассейна с 28,6 тыс. военнослужащих армии и флота и 13,4 тыс.гражданских лиц и вольнонаемных служащих флота.
В их числе были:
— личный состав 10-го Ленинградского фронта (ЛФ), береговой и противовоздушной обороны (БОиПВО), ВВС, тыла, органов управления, боевых кораблей и управлений корабельных соединений КБФ, комендантских командтранспортов и вспомогательных судов КБФ и государственных морских пароходств Балтийского бассейна, частей Прибалтийского пограничного округа НКВД (ПрибПОНКВД), защищавших окруженный немецкими войсками Таллин, находившийся в глубоком тылу противника, в 250 километрах за линией фронта, проходившей под Ленинградом;
— сотрудники республиканских и местных органов власти Эстонской ССР, жители Таллина, члены экипажей транспортов и вспомогательных судов.
Эта операция в отчете КБФ о проведении получила в начале официальное наименование «Переход флота в Кронштадт и эвакуация главной базы (ГБ) Таллин 28.08–29.08.1941», неофициальное — cначала Таллинский переход, а в 1960-х гг.— Таллинский прорыв. Дело в том, что командование КБФ действительно планировало двухдневный переход корабельного боевого ядра и конвоев с эвакуируемыми войсками и частью жителей Таллина, но фактически переход превратился в прорыв и перерос в одиннадцатидневную морскую операцию, длившуюся с 28.08 по 7.09.1941 г.
В ходе Таллинского прорыва БФ пришлось преодолеть ожесточенное противодействие врага, так как Гитлер приказал группе армий «Север» недопустить отхода флота и войск из Эстонии к Ленинграду, уничтожить их в Финском заливе на блокадном рубеже, фактически простиравшемся от Таллинского залива на западе до Лужской губы на востоке, а на суше — не допустить отхода войск к Нарве.
Блокадный рубеж включал:
1) Юминдскую минно-артиллерийскую позицию (ЮМАП), созданную противником в средней части Финского залива. Её элементами были: протяженный и плотный Юминдский минный барьер (ЮМБ), батареи береговой и полевой артиллерии, размещенные на финских островах и побережье Эстонии, а также группировка торпедных катеров, базировавшаяся в районе Хельсинки;
2) группировку немецко-финских ВВС, действовавшую с аэродромов, расположенных на территориях Финляндии, Эстонии и Латвии, и господствовавшую в воздухе над Финским заливом на всем протяжении блокадного рубежа.
Форсирование Юминдской минно-артиллерийской позиции в ходе прорыва 225 кораблями и судами КБФ — событие, не имеющее аналогов во всемирной военно-морской истории. Спасение 16 тыс.человек с погибших кораблей и судов, и перевозка с островов Финского залива в Кронштадт 11тыс.спасенных — бессмертный подвиг моряков-балтийцев.
Военные и военно-морские историки, а также писатели, тяготеющие к военно-морской истории, до настоящего времени ещё не подвергли Таллинский прорыв достаточно глубокому анализу, не извлекли из него уроки, имеющие непреходящее значение не только для ВМФ, но и для Вооруженных сил России в целом, притом как сегодня, так и в обозримом будущем. Речь идет, прежде всего, о проблемах управления силами и войсками и организации взаимодействия их объединений (соединений) при подготовке и ведении морских операций в рамках операций, проводимых межвидовым стратегическим объединением Вооруженных сил России.
Большинство публикаций, посвященных прорыву, и даже некоторые официальные издания либо не достаточно полно характеризуют эту операцию, либо не опираются в необходимой мере на архивные документы. Нередко эти публикации содержат перечисление ошибок руководителей прорыва или безрасчетные предложения «правильных действий», которые, по их мнению, должно было предпринимать командование КБФ в августе — сентябре 1941г. Авторы таких «предложений» имеют, как правило, слабое представление об оперативно-тактической и стратегической обстановке тех дней. Нередко их предложения основываются на сведениях о действиях противника, ставших известными лишь после войны.
Обычно в публикациях недостаточно освещаются события, предшествовавшие Таллинскому прорыву и вызвавшие необходимость его проведения, а также сопровождавшие прорыв трудности. Многие из публикаций содержат различны мифы и легенды, очень спорные сравнения с другими операциями советского, российского императорского и зарубежных флотов, прямые искажения фактов. Пишут о «спланированности» командованием КБФ больших потерь при прорыве, об ошибочном выборе маршрута прорыва, о неправильном построении походного порядка прорывавшихся сил, о разгроме конвоев семью немецкими бомбардировщиками, об обстреле своих торпедных катеров, о«бегстве» боевых кораблей от конвоев. Проводят сомнительные сравненияТаллинского прорыва с разгромом союзного конвоя PQ-17(1942), Дюнкеркской эвакуацией союзных войск (1940), Цусимским сражением(1905) и даже со 2-м Роченсальмским сражением(1790).
В ряде публикаций поверхностно рассмотрены деятельность авиации противника и ВВСКБФ, спасательныe действия, слабо раскрыта роль органов и должностных лиц стратегического уровня руководства как в принятии решения на прекращение обороны Таллина и отход из него, так и в руководстве прорывом сил КБФ и конвоев с защитниками его главной базы в Кронштадт, в организации взаимодействия КБФ и ЛФ при подготовке и в ходе прорыва.
Занижен масштаб операции: например, перевозка людей, спасенных с погибших кораблей, с островов Финского залива, на которые они были высажены спасательным исилами, в Кронштадт почему-то рассматривается вне рамок Таллинского прорыва. Ни в одной из известных публикаций не названы обоснованные документами количество и поименный состав всех кораблей и судов, участвовавших в прорыве погибших в ходе него. Тоже относится и к числу людей, вышедших из Таллина, погибших в ходе прорыва и прибывших в Кронштадт, Ораниенбаум и Ленинград. Лишь в одной-двух публикациях о Таллинском прорыве имеется несколько иллюстративных материалов (фотографий, схем), не отражающих масштаба этой морской операции и не служащих увековечению памяти её участников.
Наконец, дается, как правило, либо бездоказательно высокая, либо незаслуженно уничижительная общая оценка результатов Таллинского прорыва, причем последняя базируется лишь на волюнтаристском и одностороннем подходе к определению и оценке потерь в ходе этой операции.
Таллинский прорыв КБФ неотделим от Таллинской оборонительной операции. Значение последней определяется тем, что преодоление сопротивления советских войск в Эстонии потребовало от немцев усиления группы армий «Север» тремя дивизиями из резерва и с других направлений. Благодаря этому было замедлено продвижение немецких войск к Ленинграду, что, в свою очередь, привело к приостановке наступления на Москву.
Оборона Таллина обеспечивала также сохранение в тылу противника трех крупных группировок советских войск и сил флота в районе главной базы КБФ, на Моонзундских островах и на полуострове Ханко. Их задачами были недопущение прорыва к Ленинграду крупных кораблей немецкого и финского ВМФ, осуществление бомбардировок немецкой столицы — Берлина и создание угрозы финской столице —Хельсинки, а также создание благоприятных условий для действий сил КБФ на коммуникациях противника в открытой части Балтийского моря и Рижском заливе.
В результате Таллинского прорыва в оборону Ленинграда влились 11,3тыс. закаленных в боях на сухопутном фронте бойцов и командиров 10-го скиКБФ, а также 163 корабля и судна с 6,9 тыс. моряков-балтийцев, обогащенных опытом поддержки армии действиями на море и с моря. Эти войска, корабли и суда сыграли важную роль в последующих операциях Великой Отечественной войны.
По материалам книги Радия Анатольевича Зубкова «Таллинский прорыв Краснознаменного Балтийского флота» (август – сентябрь 1941 г .). События, оценки, уроки. Военно-исторический труд. - М., 2012.