90-летие к.-а.Р.А.Зубкова

  • 04.04.2021 21:07
  • Новости проекта
  • 331 Прочтений

К 90-летию со дня рождения Р.А.Зубкова

Александр Шеметов – главный штурман ВМФ

(2006-2011 гг.)

Эта статья должна была появиться в любом случае, но приурочить её ко дню рождения, как подарок, уже не суждено. Не могу писать и говорить о Радии Анатольевиче Зубкове казённо. Родился, учился, служил… об этом чуть позже, а сейчас хочется сказать о главном, о том наследии, которое оставил Радий Анатольевич.

 

14 декабря 2020 года его не стало. На пике активности жизненный путь прервался… Были планы. Радий Анатольевич говорил об окончании работы над вторым изданием книги «Таллинский прорыв», главным итогом в области его военно-исторической научной деятельности. Первое издание книги вышло в свет в 2012 году. Фундаментальный труд, «Таллинский прорыв Краснознаменного Балтийского флота (август-сентябрь 1941 г.)», явился итогом 14-летнего кропотливого исследования огромного количества архивных документов, что позволило всесторонне и объективно осветить одну из крупнейших операций в истории Великой Отечественной войны. Особую ценность этот труд приобретает в современных условиях, когда многие пытаются переписать историю, преподнести ее так, как это выгодно, в том числе и нашим недругам, недругам России.

Мне довелось неоднократно беседовать с Радием Анатольевичем об этой книге. Есть публикации, интервью, где он чётко излагал свой аргументированный подход к выполненному исследованию. Знакомые мне офицеры, которые проходят службу, после прочтения книги очень высоко оценивали эту работу, подчеркивая ее актуальность именно для современности. Многие вопросы и проблемы того периода, исследованные Радием Анатольевичем в его монографии, касаются важнейших сторон оперативного искусства, что, безусловно, необходимо учитывать и сегодня в подготовке командиров, офицеров штабов и личного состава Вооружённых Сил России.

Радий Анатольевич, при жизни отвечая на вопрос, почему он взялся за написание книги «Таллинский прорыв Краснознаменного Балтийского флота (август-сентябрь 1941 г.)» говорил: «Да потому, что меня возмутили, насторожили, вызвали неприятие:

1) прокурорский стиль описания многими историками этого заметного события в истории нашего Военно-Морского Флота и Великой Отечественной войны, с упором на реальные и мнимые ошибки командования флота и субъективное назначение «виновных»;

2) уничижительные оценки ими деятельности командования флота типа «бездарность», «несоответствие занимаемым должностям», «преступные действия», «трусость», «предательство»;

3) стремление выпятить трагическую сторону прорыва в ущерб героической и оперативно-тактической сторонам;

4) ничем не обоснованные данные о людских потерях при прорыве, некорректные сравнения их с потерями в других операциях и сражениях российского и зарубежных флотов;

5) чрезвычайно ограниченное использование архивных документов.

Возникло желание написать историю Таллинского прорыва близкую к реальной. Захотелось осуществить глубокий анализ субъективных и объективных причин, обстоятельств, приведших к ошибкам, попытаться снять некоторые несправедливые обвинения командования Краснознамённого Балтийского флота».

Именно в таком направлении и выполнено исследование. Объективно, аргументированно, всесторонне. Выход книги для многих  историков и исследователей  Военно-Морского Флота был долгожданным. Этот труд подробно рассказал в деталях о ходе подготовки и выполнения августовской операции 1941 года.

 

Хочется пожелать читателям «Морского сборника» познакомиться с трудом Радия Анатольевича и принять его в свою практическую деятельность. Это полезно как офицерам Главного командования ВМФ, так и командованию флотов, профессорско-преподавательскому составу ВУНЦ ВМФ и Военно-морских училищ, командирам соединений сил флота.

Второе важнейшее дело Радия Анатольевич для Военно-Морского Флота, которое явилось следствием всех этапов прохождения службы – это внедрение принципиально новых Правил штурманской подготовки кораблей ВМФ и Правил организации штурманской службы Военно-Морского Флота, которые «заглянули» на десятки лет вперёд, остаются актуальными и в современных условиях. Новая организация штурманской службы была внедрена и уже более 40 лет подтверждает свою состоятельность и эффективность.

Кто держал в руках ПОШС-К-ВМФ, ПШП НК, ПШП ПЛ первого издания, могут вспомнить краткость, ёмкость и лаконичность формулировок, выверенность текста и чёткость в постановке задач. Читая эти документы, всегда находил ответ, как предложенное реализовать на практике. Современным авторам предоставляется возможность не только внимательно изучить подходы, реализованные в руководящих документах штурманской службы, заложенные Радием Анатольевичем, но и использовать их как основу для разработки собственных профессиональных правил и методик.

Заложенные подходы в организации штурманской службы позволили сократить навигационную аварийность на флоте. Пример ВМФ СССР и впоследствии ВМФ России в организации штурманской службы и предупреждении аварийности оказался полезным для флотов иностранных государств. Как известно, анализ аварий в ВМС иностранных флотов с надводными кораблями и подводными лодками включал и изучение нашего опыта. В итоге не только позитивная оценка организации штурманской службы ВМФ СССР и России, но и попытки применить наработки у себя.

Любовь к флоту – это врождённое чувство Радия Анатольевича.

Родился Радий Анатольевич 6 апреля 1931 года, в Ленинграде, в семье военного моряка-политработника. Военно-морскую службу начал в мае   1944 года в качестве юнги-рулевого сторожевого корабля «Ураган» на Северном флоте. Район боевых действий скр «Ураган» – Баренцево и Белое моря, база – Полярный.

В сентябре 1944 г. направлен на учебу в Ленинградское нахимовское военно-морское училище, по окончании которого (первым по списку, с золотой медалью и занесением на доску почета), в 1948 г., переведен в Высшее Военно-Морское училище им. М.В.Фрунзе. Окончив это училище в 1952 г. (вторым по списку, с дипломом с отличием и занесением на доску почета) по штурманской специальности, получил звание «лейтенант» и назначение (по собственному выбору) на Северный флот.

А дальше вехи интересной, трудной, но всегда горячо любимой военно-морской службы. Жизнь еще в 1944 году задала юнге Зубкову высокую планку, и он неизменно ей соответствовал в течение всего жизненного пути.

С 1952 г. по 1957 г. служил командиром штурманской БЧ эм «Баку», скр «Росомаха», дивизионным штурманом, затем помощником флагманского штурмана бригады подводных лодок Северного флота.

В 1958 г. окончил ВСОК ВМФ. Получив назначение на должность командира БЧ-1 подводной лодки Б-80 и пройдя путь штурмана, он был назначен флагманским штурманом бригады подводных лодок

В 1966 г. окончил с отличием Военно-морскую академию и получил назначение на должность старшего преподавателя цикла технических средств кораблевождения в учебном центре ВМФ (г. Палдиски, ЭССР).

В 1967-1969 гг. – флагманский штурман 5-й (Средиземноморской) эскадры кораблей ВМФ, затем – старший офицер-оператор ГОУ Генштаба ВС СССР. С 1972 г. по 1974 г. – слушатель ВАГШ. После её окончания в 1974 г. назначен главным штурманом ВМФ.

 

Практический опыт службы на кораблях, в штабах, опыт преподавательской деятельности, опыт работы в Генеральном штабе – это все слагаемые, которые позволили полностью раскрыться таланту офицера, руководителя.

Биография Радия Анатольевича Зубкова действительно впечатляющая. Думается, для всех, но особенно для тех, кто только собирается связать свою жизнь с флотом и стать адмиралом, своеобразным напутствием будет интервью с Радием Анатольевичем «Морской газете» 19 мая 1994 года, которое уместно привести.

«У каждого, кто стал адмиралом, был свой путь к этому званию. Лично я начал его весной 1944 года 13-летним юнгой-рулевым сторожевого корабля «Ураган» Северного Флота. А контр-адмиралом стал в 45 лет (через 32 года!), будучи главным штурманом Военно-Морского Флота СССР... Ну а если поразмыслить над вопросом, как нахимовцу стать адмиралом, чуть обширнее, то я позволил бы себе высказать следующие соображения.

Первое. Как это ни парадоксально звучит, но, по-моему, не следует с юных лет задаваться целью – стать адмиралом.

Второе. Путь к адмиральскому званию открыт для каждого, если он беззаветно полюбит море, корабли, морскую службу, будет добросовестно исполнять любую должность, на которую его назначат, а не искать место «потеплее», «поспокойнее» и «поденежнее».

Третье. Успех на пути в адмиралы сопутствует тому, кто, отлично зная свою специальность, не замыкается на ней, а стремится приобрести широкий морской и тактический (а впоследствии – оперативный) кругозор, проявляет инициативу и рвение в службе, а в качестве своей дальнейшей цели (ближайшая – овладение первичной должностью) видит командование кораблем. Даже если от этой цели впоследствии придется отказаться (так вышло у меня), подготовка к ее достижению окажется чрезвычайно полезной.

Четвертое. Непременное условие – высокая ответственность за дела коллектива и перед коллективом – за свои дела. Полезно также всегда помнить, что за корабль в целом отвечает его командир. Поэтому каждый офицер, его подчиненный, служит не сам по себе и не для командира, а как бы является частью командира, отвечая за весь корабль, за весь экипаж в порученной ему области.

Пятое. Совсем нелишне, наряду с самокритичностью, уметь продемонстрировать свои достижения, но без показухи и очковтирательства. Для этого нужно анализировать и обобщать свой опыт, а выводы докладывать на собраниях, совещаниях, сборах офицеров своим начальникам и проверяющим, публиковать в военной печати, делая это кратко, объемно и ярко.

И, наконец, хотя об этом, возможно, следовало сказать сначала, – важно быть человеком. Быть им по отношению к подчиненным, равным по службе и начальникам, а также к семье.

Добавлю к сказанному, что путь нахимовцев к адмиральскому званию начинается с первого дня учебы в НВМУ. Ступеньками к нему являются русская литература и математика, компьютеры и английский язык, семафор и морские узлы, швабра и голик, шлюпка и учебный корабль, дежурства и вахты... Так что, ребята, не откладывайте свои «адмиральские планы» в долгий ящик. Беритесь за дело уже сейчас».

 

Это напутствие следует отнести к каждому, кто служит или собирается связать свою жизнь с Армией или Флотом.

 

Не могу в этой статье обойти то, что явилось крепким фундаментом, надёжным тылом в жизни Радия Анатольевича – это его семья, его супруга Светлана Николаевна, с которой они прожили вместе почти 70 лет. Жизнь флотского офицера – это гарнизоны, переезды, расставания, ожидание возвращения с моря из командировок, сложности и лишения.  Всё прошли вместе и… вместе ушли, как лебеди, которые не могут жить друг без друга.

Кто знал эту семью, все отмечали нежность и теплоту в отношениях Радия Анатольевича к своей супруге, которую он ласково называл «моя боевая подруга». Этому тоже нужно учиться у таких людей!

О Радии Анатольевиче трудно писать в прошедшем времени. О подобных людях часто говорят «Человек-эпоха». Его биография пересекается с важнейшими этапами истории нашей страны и отечественного флота. Несмотря на солидный возраст, Радий Анатольевич заряжал своей энергией, удивлял своей работоспособностью, энциклопедической образованностью и, вместе с тем, скромностью и интеллигентностью. Это был настоящий русский офицер и Человек с большой буквы

К сожалению, нам не суждено поздравить с 90-летием Радия Анатольевича Зубкова – ветерана Великой отечественной войны, прошедшего военно-морскую службу от юнги до контр-адмирала, от командира штурманской боевой части корабля до Главного штурмана Военно-Морского Флота.

Будем помнить!

 

90-летие к.-а.Р.А.Зубкова

Назад к списку новостей

Поддержка ФПГ

Фонд президентских грантовФонд президентских грантов оказал доверие НП «Память Таллинского прорыва». Наш проект был отмечен экспертами как заслуживающий поддержки из почти десяти тысяч инициатив, представленных на второй конкурс 2018 года. Нам предстоит большая работа. Спасибо всем за поддержку!

Памятные даты

Май
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31