Исследователи знали масштабы трагедии Таллинского перехода

  • 13.07.2021 00:38
  • Новости проекта
  • 303 Прочтений

Очень хороший репортаж. Спасибо НТВ. Здесь видео и подробности, которые так ждали. И итоги экспедиции в Эстонию к 80-летию Таллинского перехода. -
Это слова Константина Богданова, руководителя Разведывательно-водолазной команды -
СПАСИБО ВАМ, РЕБЯТА! ВЫ ЗА НАС ПОБЫВАЛИ У МОГИЛЫ НАШИХ ГЕРОЕВ!

Как подводные археологи восстанавливают трагическую историю Таллинского перехода

В Балтийском море завершился второй этап международной экспедиции «180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте». Вот уже несколько лет при поддержке Фонда президентских грантов и Русского географического общества поисковики исследуют маршрут Таллинского перехода.

Несмотря на пандемию, Эстония дала официальное разрешение на проведение археологических работ в своих территориальных водах. И это своеобразный кредит доверия нашим исследователям. Ведь эти поиски важны и для государств Прибалтики. На дне лежат и их корабли.

Погружаясь на дно, исследователи знали масштабы трагедии Таллинского перехода. Но под водой всё оказалось гораздо страшнее. Здесь тысячи и тысячи тел. Тех, кто навсегда упокоился в Балтийском море. Здесь 29 августа 1941 года гибли матери, дочери, сыновья. Военные. раненые, эвакуированные из Таллина.

Константин Богданов, руководитель экспедиции, директор «Разведывательно-водолазной команды»: «Здесь за одну ночь погибло порядка 40 кораблей и более 10 тысяч человек экипажа и эвакуируемых на них. И вот мы в Эстонии поставили себе задачу найти те пароходы, на которых было наибольшее количество жертв».

Одно из них — судно «Балхаш». Его идентифицировали в эту экспедицию. В момент крушения на борту находилось 3 900 человек. Взрыв прогремел около второго трюма. Транспорт погружался на дно, образуя в воде воронку. Как вспоминают очевидцы, на палубе творился невообразимый хаос. Всё, что могло, скатывалось и валилось. Люди хватались друг за друга. Спастись удалось только 86 пассажирам. Сегодня судно лежит на глубине 96 метров.

Каждое погружение происходит на глубину от 70 до 100 метров, а уже на 60 видимость резко снижается. На таких отметках у водолазов на работу — 15–20 минут. И за это время нужно справиться с эмоциями, понять, как погибло судно, и зафиксировать его характерные конструктивные особенности.

Для того, чтобы опознать эстонский «Найссаар», потребовалось три погружения. Идентификацию этого транспорта считают большей удачей. 80 лет достоверно о нем не было известно практически ничего. Историки предполагали: на борту «Найссаара», когда он уходил из Таллина, находилось полторы тысячи человек из состава стрелковых частей. Теперь можно точно сказать: судно подорвалось на той же минной линии, что и «Балхаш» 29 августа 1941 года. Затонуло практически мгновенно. Скорее всего, пассажиров на нем было больше, чем считали ранее.

Как передает корреспондент НТВ Дарья Криволапова, к этой экспедиции готовились полгода. В команде — исследователи из России, Эстонии, Латвии. За девять дней работы идентифицировали пять объектов: «Балхаш», «Найссаар», «Эверита», ледокол «Кришьянис Валдемарс» и сторожевой катер «Циклон». Всего в Таллинском прорыве участвовало 225 кораблей. Погибло 62. Балтийские воды стали могилой для 15 тысяч человек

Исследователи знали масштабы трагедии Таллинского перехода

Назад к списку новостей

Поддержка ФПГ

Фонд президентских грантовФонд президентских грантов оказал доверие НП «Память Таллинского прорыва». Наш проект был отмечен экспертами как заслуживающий поддержки из почти десяти тысяч инициатив, представленных на второй конкурс 2018 года. Нам предстоит большая работа. Спасибо всем за поддержку!

Памятные даты

Апрель
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30