выставка Ад в Финском заливе

  • 27.09.2021 22:33
  • Новости проекта
  • 735 Прочтений

«Ад в Балтийском море» — выставка в Лётной гавани заставит содрогнуться самых бесстрашных

В столице Эстонии проходит выставка, посвящённая одной из трагических страниц Великой Отечественной войны, связанной с эвакуацией из Таллинна в августе 1941 года кораблей и судов Балтийского флота СССР. О том, как готовилась выставка «Ад в Балтийском море» и её экспонатах, красноречиво говорящих о разыгравшейся драме, порталу Tribuna.ee рассказал сотрудник Морского музея Эстонии, филиалом которого с 2012 года является Лётная гавань, Роман Маткевич. 

«Знакомясь с воспоминаниями, посетитель выставки Морского музея в Лётной гавани Таллина видит на экране лицо человека, их оставившего. Рядом размещена информация: кто он, кем являлся на момент перехода, был ли членом команды корабля или эвакуируемым. В наушниках озвученные воспоминания звучат на том языке, на котором человек их оставил, но с ними можно ознакомиться и на экране — в таком случает посетитель сам выбирает нужный ему язык. Вся информация на выставке „Ад в Балтийском море“ приводится на нескольких языках — эстонском, русском, английском, финском, можно также воспользоваться и сурдопереводом», — заявил художник Морского музея в Лётной гавани Таллина Роман Маткевич.
Готовя выставку, сотрудники Морского музея опирались в основном на документальное исследование кандидата военных наук, контр-адмирала в отставке Радия Зубкова. Его военно-исторический труд «Таллинский прорыв Краснознамённого Балтийского флота (август — сентябрь 1941 года)» написан на основе разнообразных архивных документов, позволивших объективно осветить ход операции. Также они использовали книгу другого российского исследователя Андрея Платонова — «Трагедии Финского залива».
https://tribuna.ee/tribuna/society/porgu-laanemerel-j..

«Ад в Балтийском море» историки называют по-разному — Таллиннским переходом, Таллиннским прорывом, Таллиннской трагедией, и каждое из этих обозначений можно считать верным.

Действительно, это был организованный переход основных сил Балтийского флота и гражданских судов из осаждённого Таллинна в Кронштадт во избежание их захвата противником. Он проходил в сложнейших боевых условиях, когда корабли тонули, подрываясь на минах, или гибли в результате налётов немецкой авиации. И с этой точки зрения операцию справедливо называют прорывом. А поскольку в результате её проведения была уничтожена почти четверть всех эвакуируемых плавсредств и погибли тысячи бывших на них моряков, солдат и гражданских лиц, то это — настоящая трагедия.

По словам Романа Маткевича, руководство музея включило выставку, посвящённую морской трагедии начала войны, непосредственно в план своих мероприятий два года назад, однако данной темы музей касался и раньше. Например, когда в 1987 году Маткевич только пришёл работать в музей, то первое, о чём его попросили, — разметить на морской карте местоположение затонувших во время Таллиннского перехода кораблей с обозначением их национальной принадлежности. Среди них, если говорить о гражданских судах, кроме эстонских, было литовское судно и много латвийских.

«Вспоминается также экспозиция на третьем этаже башни Толстая Маргарита, в которой размещался наш музей, рассказывавшая об Эстонском торговом флоте, чья история в советский период началась, можно сказать, с перехода его судов в Кронштадт. Ну а сейчас, когда с момента трагедии минуло 80 лет, мы решили посвятить ей отдельную выставку уже в Лётной гавани. Экспозиция — результат труда всех сотрудников музея», — сообщил Маткевич.

Чтобы память не изменяла

Готовя выставку, сотрудники Морского музея опирались в основном на документальное исследование кандидата военных наук, контр-адмирала в отставке Радия Зубкова. Его военно-исторический труд «Таллиннский прорыв Краснознамённого Балтийского флота (август — сентябрь 1941 года)» написан на основе разнообразных архивных документов, позволивших объективно осветить ход операции. Также использовалась книга другого российского исследователя Андрея Платонова — «Трагедии Финского залива».

«Осмотр выставки предваряет рассказ о том, что предшествовало началу Второй мировой войны, — о пакте Молотова-Риббентропа и последовавшем за ним разделе Европы, создании советских военных баз в Эстонии и её включении в состав СССР. Такая временная шкала „выстраивается“ на экране, встречающем посетителей выставки, которые начинает понимать неизбежность начала войны. Потом они видят начало военных действий уже непосредственно на территории Эстонии», — продолжил Маткевич.

Скоро немецкие войска займут всё северное побережье Эстонии и окружат Таллинн, бывший в ту пору главной базой Балтийского флота. В августе 1941 года в нём скопилось огромное количество боевых кораблей и гражданских судов, и всех их ждала эвакуация. Всего из Таллинна, по подсчётам исследователей, в поход 28 августа вышли 225 кораблей и судов, из которых до пункта назначения добрались лишь 163. Людские потери при этом насчитывают порядка 15 тысяч человек.

«Караван растянулся в длинную ленту, быстроходные корабли уходили вперёд, другие отставали, что было на руку авиации противника. Особую опасность представляли мины, особенно плотно расставленные у мыса Юминда. Именно здесь погибло больше всего плавсредств и людей. Причём последние мины противник ставил в ночь с 27 на 28 августа, буквально перед тем, как советские корабли начали своё движение из Таллиннского залива в Кронштадт», — сказал Маткевич.

На выставке представлена карта, дающая возможность сравнить между собой масштабы аналогичных морских трагедий, разыгравшихся в XX веке. Приводятся данные потерь при Цусиме в 1905 году, при Ютландском сражении Первой мировой войны, в котором сошлись германский и британский флоты. Своё место в этом ряду занимают эвакуация английских и французских войск из Дюнкерка в 1940 году и нападение японцев на Перл-Харбор в 1941 году. Трагедия, случившаяся в эстонских водах, все их затмила.

В пучине волн

Экспозиция, если её последовательно осматривать, визуально «повторяет» тот самый переход. Основу её составляют воспоминания людей, переживших трагедию у Юминда, среди которых военные и гражданские лица, те, кто тонул, и их спасители, и даже свидетели со стороны. Так, один финский военно-морской офицер описал тот ужас, который он пережил, когда увидел, как на расставленных им минах подрывались военные и гражданские корабли и суда с тысячами находившимися на них людьми. Подобные материалы сотрудники Морского музея, готовившие выставку, получили из эстонских архивов и музеев, а также из России, где их особой  благодарности удостоилась общественная организация "Память Таллинского прорыва» в Санкт-Петербурге.

«Знакомясь с воспоминаниями, посетитель видит на экране лицо человека, их оставившего. Рядом размещена информация: кто он, кем являлся на момент перехода, был ли членом команды корабля или эвакуируемым. В наушниках озвученные воспоминания звучат на том языке, на котором человек их оставил, но с ними можно ознакомиться и на экране — в таком случает посетитель сам выбирает нужный ему язык. Вся информация на выставке „Ад в Балтийском море“ приводится на нескольких языках — эстонском, русском, английском, финском, можно также воспользоваться и сурдопереводом», — заявил Маткевич.

Среди экспонатов, которые оставляют наиболее сильное впечатление, — коробка папирос, на которой её обладатель написал следующее: «Дорогая, если я когда-нибудь вернусь, предложи мне из этой пачки папироску». Но он не вернулся. Со слов Маткевича, эта пачка хранилась в семье человека долгие годы и только в 1980-х годах была передана его родственниками в фонды музея.

«Читая надпись, ясно представляешь, как эти люди прощались и какие чувства испытывали. Фрагменты спасательных кругов на следующем стенде, один из которых — с латышского торгового судна „Эверита“, а второй — с эскадренного миноносца „Калинин“, говорят о том, что, когда эти суда тонули, никто из находившихся на их борту не смог воспользоваться спасательными кругами. Известно, что „Эверита“ подорвалась на мине и затонула почти мгновенно, а в ночном море в одну минуту оказались полторы тысячи человек», — рассказал собеседник.

Из 20 транспортных средств, принадлежавших Эстонскому морскому пароходству и  перевозивших эвакуируемых и раненых, погибли 18, то есть почти все. Эстонские военные корабли, вошедшие в 1940 году в состав Балтийского флота СССР, до Кронштадта всё-таки добрались: это подводные лодки «Лембит» и «Калев», сторожевой корабль «Пиккер», ледокол «Суур Тылль», катера. «Лембит» и «Суур Тылль», прошедшие всю войну, сегодня являются самыми крупными экспонатами Морского музея Эстонии, и каждый из посетителей может их осмотреть.

Когда так много позади всего, в особенности — горя

Роман Маткевич непосредственно работал над выставочным разделом, посвящённом морским минам, их устройству, способу установки на море и механизму работы. Демонстрационный фильм создавался совместно с коллегой — 3D-аниматором из Санкт-Петербурга. Всё это показывается на отдельном экране, а рядом демонстрируются реальные мины, точнее, их корпуса — того самого типа, которые ставились у мыса Юминда. Экспонаты специально для выставки предоставил морской музей финского города Турку.

«Но и наш музей за годы своего существования собрал большое количество мин разных периодов истории, начиная с конца XIX века и заканчивая современными минами, причём некоторые из них и сейчас находятся на вооружении военных флотов. Если их все собрать, то можно сделать, наверное, самую большую выставку мин, по крайней мере в Европе. Одно время при Морском музее Эстонии даже существовал филиал — Музей мин. Сегодня часть его экспонатов включена в постоянную экспозицию Лётной гавани, остальная часть находится в фондовых хранилищах», — пояснил Маткевич.

Если начало осмотра экспозиции сопровождается архивными кадрами, относящимися к началу 40-х годов прошлого века, то заканчивается осмотр подводными съёмками нынешнего лета. Эти съёмки производились участниками экспедиции при поддержке Русского географического общества, исследовавшими дно Балтийского моря в районе мыса Юминда. Экспедиция готовилась совместно с Департаментом охраны памятников старины Эстонии.

Подводники смогли идентифицировать два советских судна, одно из которых, транспорт «Балхаш», считается самым массовым местом гибели людей в Финском заливе: имеются данные, что «Балхаш» принял на борт до 3900 человек. Судно благополучно прошло почти всё минное заграждение у мыса Юминда и подорвалось уже на выходе из него. Спаслось всего 86 человек.

«То, что российские исследователи увидели на дне моря, потрясает: перед нами открывается совершенно драматичная картина — огромное кладбище кораблей и находившихся на них людей, настоящий „Ад в Балтийском море“. Выставка, посвящённая 80-летию Таллиннского перехода, будет открыта в Лётной гавани до середины января 2023 года», — сказал в заключение беседы сотрудник Морского музея Эстонии Роман Маткевич.

 



 

 

 

 

 


выставка Ад в Финском заливе

Назад к списку новостей

Поддержка ФПГ

Фонд президентских грантовФонд президентских грантов оказал доверие НП «Память Таллинского прорыва». Наш проект был отмечен экспертами как заслуживающий поддержки из почти десяти тысяч инициатив, представленных на второй конкурс 2018 года. Нам предстоит большая работа. Спасибо всем за поддержку!

Памятные даты

Апрель
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30