Второе издание труда к.а.Р.А.Зубкова
- 31.12.2021 00:58
- Новости проекта
- 399 Прочтений
Очередная книжная новинка по военно-морской истории, боевым кораблям и вооружениям. Хочу подчеркнуть, меня не связывают "деловые" отношения ни с авторами (кроме знакомства с некоторыми), ни с продавцами и издательствами. Все книги приобретены за личные средства, для личного использования. Делюсь собственным мнением только о тех книгах, которые купил для своей библиотеки. Не рекламирую книги и не продаю их, ваше дело покупать их или нет, есть много людей, которые вообще книги не читают, и им хорошо ,)). И еще, мои обзоры - это не рецензии "официального рецензента, оппонента", признанные раскрыть сущность и научные достоинства того или иного издания, глубину раскрытия темы и наличие ошибок. Я делюсь субъективным мнением о книгах в предметной области, которая мне знакома. Мое мнение может отличаться от мнения других читателей и это нормально!
Дождались! Очередная книга для обзора не принадлежит издательству "ЭКСМО/Яуза", хотя "новое" издательство, я уверен, хорошо знакомо всем отечественным любителями военно-морской истории. Книги издательства "Гангут" мне знакомы с начала 90-х годов прошлого века, и прошедшие тридцать лет они меня неизменно радовали и удивляли. И настоящая книга, которая сегодня на обзоре не исключение. Считаю, что это своего рода "открытие года"! Книга, о которой пойдет речь , настоящая НОВИНКА, - судя по выходным данным подписана в печать 21 августа 2021 года, и она продается с текущей осени. Купил я в ноябре 2021 года непосредственно в издательстве "Гангут". Книга обошлась довольно дорого 1400 рублей, но считаю что она оправдывает свою цену.
Книга выпущена издательством "Гангут" в серии "Библиотека "Память Таллинского прорыва", и имеет следующие выходные данные - Зубков,Р.А. "Таллинский прорыв Краснознаменного Балтийского флота (август - сентябрь 1941 г.). События, оценки, уроки. Военно-исторический труд/ сост. М.С.Инге-Вечтомова - СПб: ИПК "Гангут", 2021. - 716 с.
Название книги первоначально не вызывает интереса, так как на первый взгляд предлагает рассмотреть вроде как известные факты и общепринятые истины, которые почти около четверти века после "громких разоблачений" в книгах конца 90-х годов вроде как известны всем. И это главная ошибка! Книга уникальна по проделанному труду и объему переработанного материала, причем непредвзятого материала, дополненная цитатами и выдержками из вахтенных журналов, отчетов, подкрепленными работой поисковиков, водолазов, сред которых материалы работы Разведывательно-водолазной команды, недавно завершившей свою работу в районе Юминды.
Это были первые впечатления, но прежде чем продолжить несколько слов об авторе книги. Радий Анатольевич Зубков - контр-адмирал, ветеран войны, ученый, писатель, патриот своей страны, к сожалению ушедший от нас чуть более года назад, но мечтавший издать эту книгу к 80-летию Таллинского прорыва и это удалось и ему и его последователям. И это второе издание книги, первое вышло в 2013 году (издательство "Кучково поле") - у меня оно тоже есть, и могу подтвердить ,что новая книга существенно переделана и материал расширен и дополнен очень существенно. Объем увеличен с 590 до 710 страниц (в вообщем).
Новая книга сохранила структуру первого издания, те же шесть основных глав: Боевые действия в Прибалтике; Боевые действия на Балтике в июне-августе 1941 г.; Подготовка к прорыву из Таллина в Кронштадт; Прорыв из Таллина в Кронштадт; Итоги и оценки Таллинского прорыва, суждение о нем историков; Заключение: выводы и уроки из опыта Таллинского прорыва. Эти главы составляют около две третьих всего объема, еще одну треть составляют Послесловия и Приложения, рекомендую обязательно их изучить.
По сути, книга - кропотливое, тщательное исследование действий и событий, которые происходили в рассматриваемый период. Причем читать материал не так легко- большое количество сокращений, ссылок, цитат, таблиц. Все это требует вдумчивого разбора, так сказать "с карандашом". Автор не просто использует таблицы по тексту, он "очень широко использует таблицы" - переводя в табличный формат тот материал, который по тексту было бы сложнее структурировать и объединить в логичный массив.
Автор скурпулёзно анализирует события, приводит огромное количество фактического материала, чуть ли не по минутам расписывает действия тех или иных кораблей и групп кораблей, а ведь их было не мало. Такой работой нельзя не восхититься. И что важно, абсолютно без эмоций, без обвинений в адрес командования флота, советского руководства и без оценок тех или иных действий, оставляя возможность читателю самому делать те или иные выводы. И это, на мой взгляд, выгодно отличает этот труд от ранее изданных творений, особенно опубликованных в 90-е годы, где только ленивый не спешил обвинить во всех бедах Советскую власть, командиров и офицеров.
Более того, автор достаточно подробно разбирает некоторые работы отечественных "историков, экспертов", в свое время высказавших свое авторитетное мнение о Таллинском прорыве, причем не жалея эмоций, обвинений, "разоблачений" и главное - "советов" как надо было бы поступать. Не буду здесь упоминать этих "экспертов", но серди есть очень известные фамилии. Лично мне было очень интересно изучить п.5.3. книги под названием " Таллинский прорыв в творчестве некоторых мемуаристов, историков и писателей: мифы, легенды, предположения, поучения, дезинформация и ошибки". Название говорит само за себя.
Лично для себя нашел пояснение одного факта, в сущности которого я сам и заблуждался, и в своих выступлениях, статьях также высказывал ошибочные суждения. В свое время мы с коллегами записали несколько роликов о судьбе кораблей советского флота- участников Таллинского прорыва, которые были ведены в игру World of Warships (крейсер "Киров", лидер "Минск", лидер "Ленинград"), в подготовке я использовал достаточно много материалов, и в них тот факт, о котором хочу сказать трактовался именно так как я и говорил. Речь шла о попытке торпедных катеров приблизиться к отряду главных сил. На момент атаки катера (делали две попытки приблизиться к конвою) были идентифицированы как финские и по ним был открыт огонь с лидера и эсминцев. И катера отошли. В дальнейшем часто высказывалось мнение, что это были советские катера, которые были отправлены на разведку к финскому побережью, но об их задаче и о их возвращении данные не были доведены до командования- поэтому они и попали под "дружественный огонь".
В ранее известных мне источниках, данный факт чаще всего трактовался именно так - "советские катера попытались приблизиться к конвою, чтобы занять свое место после разведки, но ввиду ошибок в доведении данных были приняты за вражеские и обстреляны. В итоге катера самостоятельно дошли до пункта назначения". Вот такая была ранее официальная версия. В данной книге однозначно заявляется о том, что катера были вражеские, причем немецкие! Можно конечно спорить с таким заявлением, опровергать, и не верить, но... . На странице 214-216 приведен перевод доклада командира 1-й флотилии торпедных катеров корветтен-капитана Бирнбахер из Журнала боевых действий флотилии. В своем доклад немецкий командир флотилии подробно описывает свои атаки на советские корабли 28 августа 1941 года. Причем достаточно откровенно: "... первые залпы ложатся накрытием... Несмотря на дымовую завесу, обстрел продолжается... Я все время считаю, что в мой катер попадут, так как СТРЕЛЬБА ВЕДЕТСЯ ПОТРЯСАЮЩЕ ТОЧНО, но мы все же смогли вырваться из под огня"..
Что ту сказать, против официального доклада немецкого офицера, описывающего атаку? И надо признать, большинство описываемых событий и фактов, представленных автором имеют именно такие подтверждения, на мой взгляд, достаточно убедительные. Этим и ценна данная книга. Но опять же повторюсь, читать ее сложно - нужно постоянно отслеживать что и где отмечено, чтобы не потерять общую мысль. Замечательная работа, для меня - настольная книга по данной операции.
И нельзя не согласиться с автором, что у большинства работ на данную тему: "прокурорский стиль описания событий с упором на реальные и мнимые ошибки командования флота", уничижительные оценки деятельности командования флота (типа "бездарность", "предательство", "трусость" и др.) и стремление выпятить трагическую сторону прорыва в ущерб героической и оперативно-тактической сторон. Автор старается показать, что ранее чаще всего приводились необоснованные данные о людских потерях при прорыве, проводились некорректные сравнения их с потерями в других операциях и сражениях. И, мне кажется, ему это удалось. И именно это мне понравилось в книге.
В книге очень много текста и таблиц, жаль, что нет карт-схем, показывающих движение конвоев и кораблей. Зато есть качественно подготовленные схемы походных порядков конвоев - видно кто за кем шел, как и где находился, причем эти схемы разные для различных отрезков похода. Правда их не мало, но все же. Фотографии в книге есть, но их не много, как казалось бы должно быть. Интересно, что фото материалы объединены в несколько сборок, причем фото структурированы: отдельно - фотографии действующих лиц (командование флота, командиры и офицеры кораблей и судов флота; затем - фотографии кораблей и судов, затем фотографии памятных знаков, посвященных Таллинскому прорыву. Будет правильно отметить, что большинство фотографий кораблей и судов - это не известные корабли ДКБФ, хотя там есть и "Киров", и "Минск" и другие эсминцы. Большинство- это мелкие корабли и транспорты, о которых обычно не вспоминают и говорят. В этом есть определенная ценность.
Перечень источников вызывает уважение - из более 300 источников - 28 иностранные источники (на немецком, финском языках), более 80 справочников, пять диссертаций.
Качество проработки и подачи материал высокое. Да и сама книга издана качественно - твердый переплет, цветная обложка - издательство "Гангут" в этом вопросе не стало экономить и это правильно. Хорошая четкая печать, плотная бумага - создают хорошее впечатление и доставляют удовольствие при работе с книгой. Книгу приятно брать в руки. Солидный экземпляр. Переплет красивый, крепкий, практичный - страницы не вываливаются, держатся хорошо. Книга, мне понравилась, полезная, и может пригодиться для изучения поднятой темы. Но рекомендаций "купить/не купить" не даю, решайте сами. Но если кто хочет купить - надо бы поторопиться тираж - всего 1000 экземпляров и в скором времени книга может исчезнут. Кстати, не знаю появилась ли она в интернет-магазинах и сколько там стоит. Жителям Питера, уверен, что дешевле будет посетить издательство и купить там.
А есть кто-то из наших читателей, кто уже купил эту книгу? Может среди вас есть те, кто имел удовольствие читать и первое издание? Какое ваше впечатление о ней? Делитесь в комментариях, ваше мнение мне интересно, может я чего и упустил в обзоре, или был слишком предвзятым.
Назад к списку новостей