Ко Дню защитника Отечества

  • 19.02.2022 21:35
  • Новости проекта
  • 410 Прочтений

А.К.Гедримович:

«Я УЧИЛСЯ ЧИТАТЬ ПО НАДПИСЯМ НА ЛЕНТОЧКАХ БЕСКОЗЫРОК»

 Перед Днём защитника Отечества мы поговорили с капитаном первого ранга Гедримовичем.

 Он много сделал в жизни, много достиг, многое преодолел. В дни 80-летия Таллинского прорыва КБФ участвовал во всех мероприятиях и очень нас поддержал. Он не дает забывать героические годы истории нашей страны – его стараниями и конкретными экспонатами существует раздел в музее Морского технического колледжа и в других музеях, он не дает предать забвению Краснознаменную Ладожскую флотилию и подробно рассказывает о ней. Это лишь некоторые точки приложения сил героического моряка. 

В канун праздника всех военных, всех настоящих мужчин мы попросили Александра Константиновича ответить на несколько вопросов для напутствия юным.

 

Александр Константинович, расскажите, пожалуйста, как Вы связали свою жизнь с военно-морским флотом, служением Отечеству? Был ли какой-то определенный момент, после которого Вы приняли это решение, что Вас подтолкнуло?

 

Ничего удивительного. Я родился в Ленинграде в 1951 году в морской семье: оба моих деда и отец были моряками. Дед по отцовской линии, Александр Петрович Гедримович, в Первую Мировую войну был старшим штурманов крейсера «Аврора», флагманским штурманом 2-й бригады крейсеров, Февральскую революцию встретил командиром эскадренного миноносца «Бурный», он участник Великой Отечественной войны, капитан 1 ранга. Дед по материнской линии, Василий Иванович Малов, с 13 лет прошел все ступени службы на судах речного флота от кочегара до капитана, в Гражданскую войну был краснофлотцем Волжской флотилии, демобилизован по ранению. Участник Советско-финской и Великой Отечественной войн, обе войны с первого до последнего дня – на Ладоге, в должности начальника Северного Центрального управления Народного комиссариата Речного флота. После окончательного снятия блокады Ленинграда в 1944 году – начальник Северо-Западного речного пароходства. Отец, Константин Александрович Гедримович, в составе курсантских подразделений воевал под Сталинградом, после окончания Высшего военно-морского училища имени М.В. Фрунзе служил на кораблях Дважды Краснознаменного Балтийского флота. После увольнения в запас в 1956 году работал на пассажирских судах Северо-Западного речного пароходства, капитан теплохода «Короленко».

Мое раннее детство прошло по месту службы отца – в Палдиски, Эстония. Позже, в Ленинграде, отец каждое лето брал меня в рейс на остров Валаам, в Кижи. Не раз была возможность испытать себя в штормовой Ладоге… В общем, я рос в морской среде и учился читать по надписям на ленточках бескозырок, выделяя из всех названий «ВВМУ им. Фрунзе» и мечтая когда-нибудь стать курсантом прославленного училища, где учились дед и отец. Твердое решение стать именно военным моряком я принял, когда умер мой отец, мне тогда было 12 лет.

Где Вы служили? Расскажите о своей службе в Вооруженных Силах.

В 1969 году, окончив школу, я поступил на штурманский факультет Высшего военно-морского училища имени М.В. Фрунзе. Я был счастлив, мечта сбылась. Учился с большим желанием. Многие наши преподаватели имели опыт войны. В самых неожиданных ситуациях я узнавал, что кто-то из них учился у моего деда или с моим отцом. К моему выпуску из училища в 1974 году, наш флот уже стал океанским, ракетно-ядерным. Корабли несли боевую службу. Конечно же, как и многие мои однокашники, я мечтал о службе на больших надводных кораблях, но судьба распорядилась иначе.

Получив назначение на Черноморский флот, вместо красавцев-БПК, о которых мечтал, попал… на корабли, о существовании которых не знал – на разведывательные корабли. Разочарование от всего, что, казалось бы, должно было стать моим на многие годы, быстро прошло. Предстояла напряженная и очень интересная служба. Невзрачная архитектура 800-тонного среднего рыболовного траулера, раскрашенного под гидрографическое судно, быстро превратилась в любимые очертания корабля, предназначенного для океанского плавания и скрывающего в своем корпусе нечто очень интересное, надежность и прекрасные мореходные качества. Наши корабли на якорях по точкам не стояли. В Средиземном море постоянно что-то происходило – разгар «холодной войны», крупномасштабные учения НАТО, периодически возникали локальные конфликты.

Становление морского офицера на малом корабле проходит быстро, здесь на лейтенантские погоны ложится ответственность с первых дней. Спрятаться за спиной более опытного начальника не получится: ты сам – командир боевой части. На разведывательных кораблях одного похода на боевую службу достаточно, чтобы всё, чему учили в училище, было реализовано, и определилась перспектива службы по специальности, по командной линии или – искать себе применение на берегу...

Моя служба на разведывательных кораблях складывалась удачно: 1,5 года – командир штурманской боевой; 3,5 года – помощник командира корабля; учеба на Высших специальных офицерских классах ВМФ – первый набор в класс командиров разведывательных кораблей. После окончания Классов в 1980 году – 5 лет командовал малым разведывательным кораблем «Курс». Затем – учеба в Военно-морской академии и возвращение на Черноморский флот, но уже командиром большого разведывательного корабля «Крым» (1 ранга).

Служба на разведывательных кораблях – лучшие годы моей жизни. 13 разведывательных походов, без малого 8 лет в чистом виде на боевой службе в Средиземном море и Атлантике, из них 7 дальних походов – в должности командира корабля. С 1990 года, через 10 лет после окончания Высших специальных офицерских классов, возглавил там же подготовку командиров разведывательных кораблей. За 10 лет тяжелых 90-х удалось её усовершенствовать, дополнительно организовать подготовку специалистов разведки, создать полноценную кафедру «Разведка ВМФ». С 2001 года в отставке.

 

 

РЕЦЕПТ УСПЕХА – ДЕЛАЙ, ЧТО ДŎЛЖНО ДЛЯ ОБЩЕЙ ПОЛЬЗЫ

 

По-вашему мнению, какими качествами должен обладать офицер?

Дисциплинированность, ответственность за порученное дело, требовательность – прежде всего к себе, трудолюбие и, конечно, волевые качества…

Насколько военная служба изменила Вас как человека? 

Насколько – трудно сказать. Профессия подчиняет человека к какому-то образу жизни. Я с детства готовил себя к военно-морской службе, и считаю, что выбор был правильным.

Считаете ли Вы себя примером для подражания? У Вас есть личный рецепт успеха? Расскажите о нем. 

Нет, не считаю. Мне просто повезло через 5 лет после ВВМУ имени Фрунзе учиться на Высших специальных офицерских Классах. До меня у офицеров разведывательных кораблей такой возможности не было. А рецепт успеха – делай, что должно для общей пользы, хорошая морская практика и сплоченный, хорошо подготовленный, надежный экипаж; вера в успех и удача.

Что помогает Вам принять правильное решение в трудных ситуациях? 

Знание обстановки и интуиция.

 

 

Дело, за которое взялся, нужно делать с душой и любовью

ДЕЛО, ЗА КОТОРОЕ ВЗЯЛСЯ, НУЖНО ДЕЛАТЬ С ДУШОЙ И ЛЮБОВЬЮ

 

Кто был Вашим героем в детстве? Почему? Какие исторические личности наиболее интересны Вам и почему? 

Конечно, мой отец, мои деды.

Самый лучший, ценный совет, который Вам дали? Кто это был? Был ли человек, у которого Вы многому научились? 

Мой отец умер рано. Фактически мне заменил отца дед, Василий Иванович Малов. Он уже был на пенсии, летом жил на даче в Мартышкино, где я мог общаться с ним каждый день. Дед умел делать всё сам: и плотничать, и столярничать, и многому меня учил методом «делай, как я». Как-то утром он оделся по-городскому и куда-то уехал. Вернулся с двумя полными сетками каких-то продуктов, растопил кухонную плиту дровами и часа 2-3 молча колдовал на кухне. Затем сам накрыл стол и пригласил всех – бабушку, двух своих дочерей и меня к столу. Сказал: «Сегодня я бачковой» и всем наполнил тарелки содержимым большой, вкусно парящей кастрюли, названной бачком. Это был флотский борщ. Я никогда ничего подобного не ел... Дед с веселыми глазами с удовольствием подкладывал мне ложку за ложкой и приговаривал: «Ешь внучек, вижу, что нравится. Значит, флотским будешь». Я знал, что мой дед  был капитаном, начальником пароходства, но чтобы коком… На мое удивление дед ответил: «На корабле каждый матрос должен быть готов заменить товарища на боевом посту, а капитан обязан уметь все делать не хуже своих матросов. И еще. Дело, за которое взялся, нужно делать с душой и любовью».

 

Какие слова напутствия Вы могли бы сказать тем, кто решил для себя выбрать профессию военного? Молодым ребятам, которым не приведется, дай Бог, воевать?

Военный – нелегкая, но очень интересная мужская профессия. Здесь много военных специальностей и специализаций, доступных целеустремленным молодым людям. Дорожите правом называться военным – защитником Родины.

День защитника Отечества, а раньше –  День Советской Армии и Флота, что значит для Вас этот праздник?

День Советской Армии и Военно-Морского Флота – мой главный профессиональный праздник.

 

Ко Дню защитника Отечества

Назад к списку новостей

Поддержка ФПГ

Фонд президентских грантовФонд президентских грантов оказал доверие НП «Память Таллинского прорыва». Наш проект был отмечен экспертами как заслуживающий поддержки из почти десяти тысяч инициатив, представленных на второй конкурс 2018 года. Нам предстоит большая работа. Спасибо всем за поддержку!

Памятные даты

Апрель
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30