Ко Дню защитника Отечества
- 19.02.2022 21:35
- Новости проекта
- 410 Прочтений
А.К.Гедримович:
«Я УЧИЛСЯ ЧИТАТЬ ПО НАДПИСЯМ НА ЛЕНТОЧКАХ БЕСКОЗЫРОК»
Перед Днём защитника Отечества мы поговорили с капитаном первого ранга Гедримовичем.
Он много сделал в жизни, много достиг, многое преодолел. В дни 80-летия Таллинского прорыва КБФ участвовал во всех мероприятиях и очень нас поддержал. Он не дает забывать героические годы истории нашей страны – его стараниями и конкретными экспонатами существует раздел в музее Морского технического колледжа и в других музеях, он не дает предать забвению Краснознаменную Ладожскую флотилию и подробно рассказывает о ней. Это лишь некоторые точки приложения сил героического моряка.
В канун праздника всех военных, всех настоящих мужчин мы попросили Александра Константиновича ответить на несколько вопросов для напутствия юным.
Александр Константинович, расскажите, пожалуйста, как Вы связали свою жизнь с военно-морским флотом, служением Отечеству? Был ли какой-то определенный момент, после которого Вы приняли это решение, что Вас подтолкнуло?
Ничего удивительного. Я родился в Ленинграде в 1951 году в морской семье: оба моих деда и отец были моряками. Дед по отцовской линии, Александр Петрович Гедримович, в Первую Мировую войну был старшим штурманов крейсера «Аврора», флагманским штурманом 2-й бригады крейсеров, Февральскую революцию встретил командиром эскадренного миноносца «Бурный», он участник Великой Отечественной войны, капитан 1 ранга. Дед по материнской линии, Василий Иванович Малов, с 13 лет прошел все ступени службы на судах речного флота от кочегара до капитана, в Гражданскую войну был краснофлотцем Волжской флотилии, демобилизован по ранению. Участник Советско-финской и Великой Отечественной войн, обе войны с первого до последнего дня – на Ладоге, в должности начальника Северного Центрального управления Народного комиссариата Речного флота. После окончательного снятия блокады Ленинграда в 1944 году – начальник Северо-Западного речного пароходства. Отец, Константин Александрович Гедримович, в составе курсантских подразделений воевал под Сталинградом, после окончания Высшего военно-морского училища имени М.В. Фрунзе служил на кораблях Дважды Краснознаменного Балтийского флота. После увольнения в запас в 1956 году работал на пассажирских судах Северо-Западного речного пароходства, капитан теплохода «Короленко».
Мое раннее детство прошло по месту службы отца – в Палдиски, Эстония. Позже, в Ленинграде, отец каждое лето брал меня в рейс на остров Валаам, в Кижи. Не раз была возможность испытать себя в штормовой Ладоге… В общем, я рос в морской среде и учился читать по надписям на ленточках бескозырок, выделяя из всех названий «ВВМУ им. Фрунзе» и мечтая когда-нибудь стать курсантом прославленного училища, где учились дед и отец. Твердое решение стать именно военным моряком я принял, когда умер мой отец, мне тогда было 12 лет.
Где Вы служили? Расскажите о своей службе в Вооруженных Силах.
В 1969 году, окончив школу, я поступил на штурманский факультет Высшего военно-морского училища имени М.В. Фрунзе. Я был счастлив, мечта сбылась. Учился с большим желанием. Многие наши преподаватели имели опыт войны. В самых неожиданных ситуациях я узнавал, что кто-то из них учился у моего деда или с моим отцом. К моему выпуску из училища в 1974 году, наш флот уже стал океанским, ракетно-ядерным. Корабли несли боевую службу. Конечно же, как и многие мои однокашники, я мечтал о службе на больших надводных кораблях, но судьба распорядилась иначе.
Получив назначение на Черноморский флот, вместо красавцев-БПК, о которых мечтал, попал… на корабли, о существовании которых не знал – на разведывательные корабли. Разочарование от всего, что, казалось бы, должно было стать моим на многие годы, быстро прошло. Предстояла напряженная и очень интересная служба. Невзрачная архитектура 800-тонного среднего рыболовного траулера, раскрашенного под гидрографическое судно, быстро превратилась в любимые очертания корабля, предназначенного для океанского плавания и скрывающего в своем корпусе нечто очень интересное, надежность и прекрасные мореходные качества. Наши корабли на якорях по точкам не стояли. В Средиземном море постоянно что-то происходило – разгар «холодной войны», крупномасштабные учения НАТО, периодически возникали локальные конфликты.
Становление морского офицера на малом корабле проходит быстро, здесь на лейтенантские погоны ложится ответственность с первых дней. Спрятаться за спиной более опытного начальника не получится: ты сам – командир боевой части. На разведывательных кораблях одного похода на боевую службу достаточно, чтобы всё, чему учили в училище, было реализовано, и определилась перспектива службы по специальности, по командной линии или – искать себе применение на берегу...
Моя служба на разведывательных кораблях складывалась удачно: 1,5 года – командир штурманской боевой; 3,5 года – помощник командира корабля; учеба на Высших специальных офицерских классах ВМФ – первый набор в класс командиров разведывательных кораблей. После окончания Классов в 1980 году – 5 лет командовал малым разведывательным кораблем «Курс». Затем – учеба в Военно-морской академии и возвращение на Черноморский флот, но уже командиром большого разведывательного корабля «Крым» (1 ранга).
Служба на разведывательных кораблях – лучшие годы моей жизни. 13 разведывательных походов, без малого 8 лет в чистом виде на боевой службе в Средиземном море и Атлантике, из них 7 дальних походов – в должности командира корабля. С 1990 года, через 10 лет после окончания Высших специальных офицерских классов, возглавил там же подготовку командиров разведывательных кораблей. За 10 лет тяжелых 90-х удалось её усовершенствовать, дополнительно организовать подготовку специалистов разведки, создать полноценную кафедру «Разведка ВМФ». С 2001 года в отставке.
РЕЦЕПТ УСПЕХА – ДЕЛАЙ, ЧТО ДŎЛЖНО ДЛЯ ОБЩЕЙ ПОЛЬЗЫ
По-вашему мнению, какими качествами должен обладать офицер?
Дисциплинированность, ответственность за порученное дело, требовательность – прежде всего к себе, трудолюбие и, конечно, волевые качества…
Насколько военная служба изменила Вас как человека?
Насколько – трудно сказать. Профессия подчиняет человека к какому-то образу жизни. Я с детства готовил себя к военно-морской службе, и считаю, что выбор был правильным.
Считаете ли Вы себя примером для подражания? У Вас есть личный рецепт успеха? Расскажите о нем.
Нет, не считаю. Мне просто повезло через 5 лет после ВВМУ имени Фрунзе учиться на Высших специальных офицерских Классах. До меня у офицеров разведывательных кораблей такой возможности не было. А рецепт успеха – делай, что должно для общей пользы, хорошая морская практика и сплоченный, хорошо подготовленный, надежный экипаж; вера в успех и удача.
Что помогает Вам принять правильное решение в трудных ситуациях?
Знание обстановки и интуиция.
Дело, за которое взялся, нужно делать с душой и любовью
ДЕЛО, ЗА КОТОРОЕ ВЗЯЛСЯ, НУЖНО ДЕЛАТЬ С ДУШОЙ И ЛЮБОВЬЮ
Кто был Вашим героем в детстве? Почему? Какие исторические личности наиболее интересны Вам и почему?
Конечно, мой отец, мои деды.
Самый лучший, ценный совет, который Вам дали? Кто это был? Был ли человек, у которого Вы многому научились?
Мой отец умер рано. Фактически мне заменил отца дед, Василий Иванович Малов. Он уже был на пенсии, летом жил на даче в Мартышкино, где я мог общаться с ним каждый день. Дед умел делать всё сам: и плотничать, и столярничать, и многому меня учил методом «делай, как я». Как-то утром он оделся по-городскому и куда-то уехал. Вернулся с двумя полными сетками каких-то продуктов, растопил кухонную плиту дровами и часа 2-3 молча колдовал на кухне. Затем сам накрыл стол и пригласил всех – бабушку, двух своих дочерей и меня к столу. Сказал: «Сегодня я бачковой» и всем наполнил тарелки содержимым большой, вкусно парящей кастрюли, названной бачком. Это был флотский борщ. Я никогда ничего подобного не ел... Дед с веселыми глазами с удовольствием подкладывал мне ложку за ложкой и приговаривал: «Ешь внучек, вижу, что нравится. Значит, флотским будешь». Я знал, что мой дед был капитаном, начальником пароходства, но чтобы коком… На мое удивление дед ответил: «На корабле каждый матрос должен быть готов заменить товарища на боевом посту, а капитан обязан уметь все делать не хуже своих матросов. И еще. Дело, за которое взялся, нужно делать с душой и любовью».
Какие слова напутствия Вы могли бы сказать тем, кто решил для себя выбрать профессию военного? Молодым ребятам, которым не приведется, дай Бог, воевать?
Военный – нелегкая, но очень интересная мужская профессия. Здесь много военных специальностей и специализаций, доступных целеустремленным молодым людям. Дорожите правом называться военным – защитником Родины.
День защитника Отечества, а раньше – День Советской Армии и Флота, что значит для Вас этот праздник?
День Советской Армии и Военно-Морского Флота – мой главный профессиональный праздник.
Назад к списку новостей