Вейнбергс Эрнст


Фамилия: Вейнбергс
Имя: Эрнст
Отчество:
Корабль: пароход "Калпакс", КОН 1


Краткая биография/Известные сведения:

http://www.baltija.eu/news/read/30809

Капитан парохода "Калпакс", первый конвой

Воспоминания:

Сентябрь 1941 г. Капитан ВТ № 524 «Калпакс» об участии судна в Таллинском прорыве

Начальнику Б.Г.М.П.

Капитан п/х «Калпакс»

(транспорт № 524) Вейнбергс  Э.Э.

Рапорт

Доношу, что вверенный  мне п/х «Калпакс» при переходе из Таллина в Ленинград 29 августа  с.г. потоплен у острова Лавенсаари германскими самолетами, φ = 60º 5´5 N  L=27º37´О, при следующих обстоятельствах.

21 августа получил распоряжение  начальника Э.Г.М.П. приготовить  пароход к приемке раненых.  С помощью плотников Таллинского  М.Т.П. приступили к постройке  нар.

24 августа начали принимать  раненых на борт

25 августа кончили приемку,  прибл. 750 раненых.

Кроме того приняли еще  на борт около 100 человек гражданских. Т.к. на пароходе больше места не было, то согласно указанию коменданта парохода, сломав трапы в 23 часа отшвартовался  и 26 авг. в 1 час ночи отдал якорь  на внешнем рейде, потому что в  гавани гражданские все прибывали.

27 августа приняли на  борт еще около 100 раненых. По  распоряжению коменданта Таллинского  М.Т.П. снялись с якоря и пошли  в Копли.

Простояв там не более  полчаса на якоре, по приказу коменданта парохода, пришли обратно на Талллинский  рейд в 11 час. В 12 часов при налете вражеских самолетов на рейд авиабомба  крупного калибра разорвалась в 5 метрах от корабля. При сотрясении лопнул кингстон, судно получило течь и деформацию подводной части  корпуса. Течь устранили своими средствами

В 14 часов рейд подвергся  сильному артиллерийскому обстрелу. Опасаясь попаданий отошли подальше на N. В 22 часа подошли к в/к «Ленинградсовет» становясь в караван для отхода, следуя за п/х «Вирония». В 23.30 из-за шторма N 7  и плохой видимости, по приказу лидера, в/к «Ленинградсовет», стали на якорь

28 августа с рассветом  рейд подвергся артобстрелу. В  11.40 снялись с якоря и отошли  к острову «Вульф», где получил  распоряжение стать в караван,  следуя за п/х «Ярвамаа»

В 13.30 оставили рейд, следуя в Ленинград, имея на борту больше 1000 человек раненых, обслуживающих  и гражданских

У острова Прангли подверглись  артобстрелу и налету вражеских  самолетов. Попаданий не было. Напротив остр. Мохни приняли на борт утопающих  с поврежденного п/х «Вирония». По приказу коменданта вышли из каравана и пытались взять на буксир п/х  «Вирония», несмотря что п/х «Калпакс»  было судно госпитальное и место  нахождения подвергалось артобстрелу. Во время приемки буксира к  аварийному пароходу подошел спасательный корабль. С этого времени следовали  дальше в кильватер п/х «Алев». С наступлением ночи караван транспортов  остановился.

29 августа с рассветом  следовали дальше. До Гогланда  почти беспрерывно пароход подвергался  бомбежке с вражеских самолетов.  Однако все время вывертывались  от попаданий. Ст. механик заявил, что от близких разрывов авиабомб  появилась течь.

В 12.30 пройдя о. Гогланд опять  подверглись бомбежке. Течь усилилась, но была откачиваема. В 14.30 прошли о. Б. Тютерс.

В 16.30 на SO появилась группа вражеских самолетов в количестве 11. От залпов бомб двух самолетов извернулись. После этого 4 самолета опустились на высоту мачт и начали обстреливать пароход из пулеметов. Послав старш. пом. в защищенную рулевую рубку, продолжал маневрировать.

В 16.40 был ранен пулей  в левое колено.

После моего ранения самолеты удалились. Передав командование старпому хотел сойти с мостика перевязать рану, но самолеты разворачивались  и я остался на мостике. Самолеты подходили строча пулеметами и бросая бомбы. Одна из бомб попала в трюм № 1, причем нос судна начал медленно погружаться. Отдал приказ спустить шлюпки и отвались от парохода. Секунду  спустя была сброшена вторая бомба  в трюм № 2. Пароход быстро погружался. Застопорив машины, отдал приказ «спасайся  куда каждый» ввиду неминуемой гибели парохода.

После неполных двух минут  от первого попадания бомбы, был  в 16.45 смыт с мостика и вместе с  водоворотом пошел ко дну. Выплыв на поверхность воды, подплыл к  кучке досок и людей, которые  вытащили меня на доски. Немного отдохнув начали из досок оборудовать плот. Связали из досок основание плота. В виду потери крови не было больше сил стоять на досках. Увидев, что  к нам подгребли повар и  машинист парохода и стащили меня с досок на свой плотик. В это  время на воде были видны приблизительно 150 человек с п/х «Калпакс», которые  держались на досках и других плавсредствах. Неподалеку прошел караван мелких плавсредств, который к нам не подошел. На утро 30/VIII, гребя досками, подплыли к горящему п/х «Ярвамаа», забрались на него, откуда нас в 8 часов сняли тральщики.

Должен отметить, что команда  п/х не поддалась панике и все  приказы исполняла сознательно  и самоотверженно до последнего.

Э.Вейнбергс

______________

Эту эвакуацию основных сил Балтийского флота из блокированного врагами с суши Таллина в Кронштадт называют как героическим прорывом, так и Таллинской трагедией. С одной стороны, основной части кораблей удалось вырваться и принять участие в последующих военных действиях. С другой стороны, по последним исследованиям, за несколько дней перехода погиб практически каждый третий участник: из 42 тысяч человек осталось 27 тысяч. За одну только ночь с 28 на 29 августа флот потерял потопленными 26 кораблей и судов. А всего из 225 вышедших из Таллина кораблей до Кронштадта дошли только 163.

Им предстоял прорыв на восток через минные заграждения, мимо берегов, занятых врагом, под огнём береговой артиллерии и непрерывными атаками с воздуха. В этой операции участвовали три отряда из боевых кораблей, четыре конвоя из транспортных и вспомогательных судов, а также свыше 60 кораблей и судов, которые по разным причинам не были включены ни в состав отрядов, ни в состав конвоев и принимали участие в прорыве самостоятельно.
Подробности и факты Таллинского перехода долгое время умалчивались, приводимые официальные цифры и списки потерь — менялись. Сегодня «Маяк» напоминает о тех далеких днях, основываясь на фундаментальном исследовании контр-адмирала в отставке Р. А. Зубкова, который проделал колоссальную по объёму исследованных архивных недр и анализу многочисленных публикаций и других источников работу, выполнив её тщательно и кропотливо, как это свойственно профессиональному штурману. Результатом этой работы стала книга: «Таллинский прорыв Краснознаменного Балтийского флота (август–сентябрь 1941 года)», в которой все цифры и факты соединены и проанализированы, а также приведено множество документов (приложение к книге — 1500 копий архивных документов: отчёты, приказы, справки, докладные записки и даже доносы). Приводим лишь одно из многочисленных воспоминаний свидетелей и героев тех трагических событий.

«Спасайся куда каждый» 

Пароход «Калпакс», вспоминает капитан Эрнст Вейнсбергс 

24 августа 1941 года судно начало принимать на борт раненых в Таллинском порту, за сутки было принято около 750 человек, плюс сто гражданских. После этого, сломав трапы, пароход отшвартовался, потому что в гавани гражданские все прибывали и ушел на внешний рейд. Днем 28 августа «Калпакс» начал движение к Ленинграду, имея на борту больше 1000 человек раненых, обслуживающих и гражданских… Напротив острова Мохни он дополнительно принял на борт утопающих с поврежденного парохода «Вирония».
29 августа пароход следовал дальше, до острова Гогланд, под почти беспрерывной бомбежкой с вражеских самолетов: «В 16.30 на SO (прим. ред.: юго-восток) появилась группа из 11 вражеских самолетов. От серий бомб двух самолетов извернулись. После этого 4 самолета опустились на высоту мачт и начали обстреливать пароход из пулеметов… В 16.40 я был ранен пулей в левое колено.
Передав командование старпому, хотел сойти с мостика перевязать рану, но самолеты разворачивались и я остался… Самолеты подходили, строча пулеметами и бросая бомбы. Одна из бомб попала в трюм № 1, нос судна начал медленно погружаться. Отдал приказ спустить шлюпки и отвалить от парохода. Секунду спустя была сброшена вторая бомба в трюм № 2. Пароход быстро погружался. Застопорив машины, отдал приказ «спасайся куда каждый» ввиду неминуемой гибели парохода. После неполных двух минут от первого попадания бомбы, был в 16.45 смыт с мостика и вместе с водоворотом пошел ко дну. Выплыв на поверхность воды, подплыл к кучке досок и людей, которые вытащили меня на доски… В это время на воде были видны приблизительно 150 человек с п/х «Калпакс», которые держались на досках и других плавсредствах. Неподалеку прошел караван мелких плавсредств, который к нам не подошел…
Должен отметить, что команда п/х не поддалась панике и все приказы исполняла сознательно и самоотверженно до последнего» — подчеркнул в рапорте капитан «Калпакса».

Справка: «Калпакс», грузовой пароход 
В качестве госпитального судна участвовал в эвакуации Таллина. Следовал в конвое № 1. Потоплен в результате 17 атак немецких бомбардировщиков. Погибло более 1100 чел., в том числе 700 раненых бойцов. Значительная часть людей, державшихся на воде после гибели судна, была расстреляна фашистскими летчиками из пулеметов, что увеличило общее число жертв. Катера подобрали из воды около 70 человек, в том числе 16 членов экипажа судна.


Игорь Алепко, сосновоборский собиратель исторических ­событий Военно-Морского флота:

ИсторикО трагедиях этого знаменитого на Балтике перехода я впервые узнал в 1947 году в Рижской школе юнг ВМС, из рассказов преподавателя Александра Комиссарова, судового механика, которому довелось тогда самому тонуть и спасаться среди обломков и обширных пятен мазута, проведя 6 часов в воде. С той поры интерес к теме Таллинского прорыва не ослабевал, но подпитывать его было возможно только из рассказов очевидцев. Многое рассказывали участники прорыва — моряки гидрографических судов и судов вспомогательного флота. Надеюсь, что данная статья вызовет определённый интерес и побудит читателя узнать о трагическом и героическом прошлом подробнее из более основательных публикаций контр-адмирала Р. А. Зубкова.

Редакция благодарит Игоря Алепко за помощь в подготовке материала

Ссылки:

http://mayaksbor.ru/news/society/geroicheskiy_proryv_ili_tallinskaya_tragediya/



Последние новости

02.04.2024
Поиск. Своего родственника ищет Лидия Сергеевна Торопова. Александр Никанорович Челпанов
02.04.2024
Поиск пропавшего участника Таллинского прорыва. Хрылин Александр Федорович, 1921 года рожде...
28.03.2024
Игорь Григорьевич Алепко отмечает своё 93-летие!

Поддержка ФПГ

Фонд президентских грантовФонд президентских грантов оказал доверие НП «Память Таллинского прорыва». Наш проект был отмечен экспертами как заслуживающий поддержки из почти десяти тысяч инициатив, представленных на второй конкурс 2018 года. Нам предстоит большая работа. Спасибо всем за поддержку!