пароход "Калпакс", КОН 1


http://www.baltija.eu/news/read/30809 

На транспорте «Калпакс» столицу ЭССР тогда покидал нынешний руководитель ветеранской организации Эстонского Стрелкового корпуса Валентин Йоханнесович Виллемсоо.

В преддверии Дня Великой Победы 9 мая портал «Балтия» продолжает публикацию архивных документов - рапортов участников тех трагических событий.

Сентябрь 1941 г. Капитан ВТ № 524 «Калпакс» об участии судна в Таллинском прорыве

Начальнику Б.Г.М.П.

Капитан п/х «Калпакс»

(транспорт № 524) Вейнбергс  Э.Э.

Рапорт

Доношу, что вверенный  мне п/х «Калпакс» при переходе из Таллина в Ленинград 29 августа  с.г. потоплен у острова Лавенсаари германскими самолетами, φ = 60º 5´5 N  L=27º37´О, при следующих обстоятельствах.

21 августа получил распоряжение  начальника Э.Г.М.П. приготовить  пароход к приемке раненых.  С помощью плотников Таллинского  М.Т.П. приступили к постройке  нар.

24 августа начали принимать  раненых на борт

25 августа кончили приемку,  прибл. 750 раненых.

Кроме того приняли еще  на борт около 100 человек гражданских. Т.к. на пароходе больше места не было, то согласно указанию коменданта парохода, сломав трапы в 23 часа отшвартовался  и 26 авг. в 1 час ночи отдал якорь  на внешнем рейде, потому что в  гавани гражданские все прибывали.

27 августа приняли на  борт еще около 100 раненых. По  распоряжению коменданта Таллинского  М.Т.П. снялись с якоря и пошли  в Копли.

Простояв там не более  полчаса на якоре, по приказу коменданта парохода, пришли обратно на Талллинский  рейд в 11 час. В 12 часов при налете вражеских самолетов на рейд авиабомба  крупного калибра разорвалась в 5 метрах от корабля. При сотрясении лопнул кингстон, судно получило течь и деформацию подводной части  корпуса. Течь устранили своими средствами

В 14 часов рейд подвергся  сильному артиллерийскому обстрелу. Опасаясь попаданий отошли подальше на N. В 22 часа подошли к в/к «Ленинградсовет» становясь в караван для отхода, следуя за п/х «Вирония». В 23.30 из-за шторма N 7  и плохой видимости, по приказу лидера, в/к «Ленинградсовет», стали на якорь

28 августа с рассветом  рейд подвергся артобстрелу. В  11.40 снялись с якоря и отошли  к острову «Вульф», где получил  распоряжение стать в караван,  следуя за п/х «Ярвамаа»

В 13.30 оставили рейд, следуя в Ленинград, имея на борту больше 1000 человек раненых, обслуживающих  и гражданских

У острова Прангли подверглись  артобстрелу и налету вражеских  самолетов. Попаданий не было. Напротив остр. Мохни приняли на борт утопающих  с поврежденного п/х «Вирония». По приказу коменданта вышли из каравана и пытались взять на буксир п/х  «Вирония», несмотря что п/х «Калпакс»  было судно госпитальное и место  нахождения подвергалось артобстрелу. Во время приемки буксира к  аварийному пароходу подошел спасательный корабль. С этого времени следовали  дальше в кильватер п/х «Алев». С наступлением ночи караван транспортов  остановился.

29 августа с рассветом  следовали дальше. До Гогланда  почти беспрерывно пароход подвергался  бомбежке с вражеских самолетов.  Однако все время вывертывались  от попаданий. Ст. механик заявил, что от близких разрывов авиабомб  появилась течь.

В 12.30 пройдя о. Гогланд опять  подверглись бомбежке. Течь усилилась, но была откачиваема. В 14.30 прошли о. Б. Тютерс.

В 16.30 на SO появилась группа вражеских самолетов в количестве 11. От залпов бомб двух самолетов извернулись. После этого 4 самолета опустились на высоту мачт и начали обстреливать пароход из пулеметов. Послав старш. пом. в защищенную рулевую рубку, продолжал маневрировать.

В 16.40 был ранен пулей  в левое колено.

После моего ранения самолеты удалились. Передав командование старпому хотел сойти с мостика перевязать рану, но самолеты разворачивались  и я остался на мостике. Самолеты подходили строча пулеметами и бросая бомбы. Одна из бомб попала в трюм № 1, причем нос судна начал медленно погружаться. Отдал приказ спустить шлюпки и отвались от парохода. Секунду  спустя была сброшена вторая бомба  в трюм № 2. Пароход быстро погружался. Застопорив машины, отдал приказ «спасайся  куда каждый» ввиду неминуемой гибели парохода.

После неполных двух минут  от первого попадания бомбы, был  в 16.45 смыт с мостика и вместе с  водоворотом пошел ко дну. Выплыв на поверхность воды, подплыл к  кучке досок и людей, которые  вытащили меня на доски. Немного отдохнув начали из досок оборудовать плот. Связали из досок основание плота. В виду потери крови не было больше сил стоять на досках. Увидев, что  к нам подгребли повар и  машинист парохода и стащили меня с досок на свой плотик. В это  время на воде были видны приблизительно 150 человек с п/х «Калпакс», которые  держались на досках и других плавсредствах. Неподалеку прошел караван мелких плавсредств, который к нам не подошел. На утро 30/VIII, гребя досками, подплыли к горящему п/х «Ярвамаа», забрались на него, откуда нас в 8 часов сняли тральщики.

Должен отметить, что команда  п/х не поддалась панике и все  приказы исполняла сознательно  и самоотверженно до последнего.

Э.Вейнбергс



Экипаж

Разумеенко
Разумеенко
25 января 1914 года
Вейнбергс
Вейнбергс


Последние новости

02.04.2024
Поиск. Своего родственника ищет Лидия Сергеевна Торопова. Александр Никанорович Челпанов
02.04.2024
Поиск пропавшего участника Таллинского прорыва. Хрылин Александр Федорович, 1921 года рожде...
28.03.2024
Игорь Григорьевич Алепко отмечает своё 93-летие!

Поддержка ФПГ

Фонд президентских грантовФонд президентских грантов оказал доверие НП «Память Таллинского прорыва». Наш проект был отмечен экспертами как заслуживающий поддержки из почти десяти тысяч инициатив, представленных на второй конкурс 2018 года. Нам предстоит большая работа. Спасибо всем за поддержку!